Инструменты | Музыканты | Полезное | Архив MP3 | stnk | cyco | Bonus |
Проблемы с грифом.
Хотим мы того или нет, но так случилось, что устройство нашего мира подразумевает под собой постоянно появляющиеся на свет события, являющиеся неожиданными для обитателей этого мира. И, разумеется, иногда эти неожиданности бывают приятными. Хотя, справедливости ради, посмотрим правде в глаза и согласимся, что чаще всего их можно отнести к категории неприятных неожиданностей. При этом все в этом мире устроено так, что избежать этих неожиданностей не удается никому. Будь ты известным политиком, удачным бизнесменом, любимым народом певцом или просто нищим но красивым юношей, мечтающим о карьере стриптизера - нет никакой гарантии, что у тебя не вскочит в один прекрасный момент прыщик на попе, или какая-нибудь мимо пролетающая птица не выбросит порцию какашек на твои свежевымытые, пахнущие дорогим шампунем, волосы. Это есть и те самые неприятные неожиданности, от которых никто не застрахован. Все люди по-разному реагирует на такого рода события - одни начинают долго и утомительно перечислять все известные им нецензурные слова, другие впадают в уныние и пытаются надоедать окружающим рассказами о собственных проблемах, третьи же, насмотревшись наивных голивудских фильмов, начинают воображать себя героями, стойко переносящих все невзгоды судьбы. Однако, есть и такие индивидумы, что научились получать пользу изо всех этих страданий и неприятностей. Речь, понятное дело, идет о людях, занимающихся разного рода творчеством. Для них любая произошедшая гадость есть источник вдохновения и креативных порывов. Ибо, что может быть приятнее, чем отобразить все темные события своей жизни в музыке, танце, на холсте или в стихах. И пускай потом потребители этого творчества - шокированные слушатели, читатели, зрители и просто случайно затесавшиеся в их компанию бедняги - пытаются оценить того, как художник сумел в своем творчестве передать всю боль и глубину собственной трагедии. В этом разрезе, надо бы сказать, что гитаристы (и те, кто ими прикидываются) также являются в некотором роде творческими людьми - хотя возможно их родственники, друзья и соседи будут с этим утверждением категорически несогласны. Но независимо от мнения окружающих, исходя из описанных выше соображений гитаристам будет легче перенести любые неурядицы, вплоть до проблем с грифом. Конечно, многие далекие от музыки люди могут посчитать все эти мелкие ужасы гитаризма достаточно локальными и пустяковыми по масштабам вселенной. Однако, весь мир состоит из мелочей и, потеряй мы свое внимание к ним, вся эта вселенная полетит в тар-тара-ры. Не верите? Попробуйте провесте достаточно простой, хотя и опасный для жизни эксперимент. Купите своей жене сумочку "не того" цвета, которая, например, не подходит под ее пальто. И вы тут же увидите, что любая мелочь на свете является невероятно важной. Можете поверить, что после того как жена проведет с вами воспитательную беседу в эмоциональном ключе - вам не захочется больше никогда покупать сумочек неправильных окрасок. Все все мелочи в жизни являются очень важными и поэтому давайте поговорим о такой ерунде как проблемы с грифом. Попробуем рассмотреть какие они бывают вообще и как попытаться если и не справиться с ними, то хотя бы принять их в свою душу. Прежде чем переходить к конкретике, хотелось бы сообщить вам универсальную формулу для описания любой проблемы. Звучит она примерно так: РАНЬШЕ БЫЛО ХОРОШО, А ПОТОМ СТАЛО ПЛОХО. Зная эту волшебную формулу вы сможете описать ею любую случившуюся гадость или просто состояние души. Главное при этом не расстраиваться особо. Потому что во-первых если бы вам всегда было хорошо, то это значило бы что вы сошли с ума. А во-вторых если вы вспоминаете былые времена как более приятные, это значит, что вы постепенно стареете и это есть хороший признак, ибо это подтверждает факт того, что вы еще живете - потому что не стареет как правило только тот, кто уже не живет. Перенеся эту замечательную формулу на грифы, мы получим, что проблема состоит в том, что изначально гриф был хорошим, а потом он взял и испортился. И это очень расстраивает. При этом не было бы особых проблем будь гриф изначально плохим. То есть само превращение из хорошего в плохое - оно очень печалит. Женишься вот на милой симпатичной девчушке веселушке. А она лет через 15 превращается в толстую злобную зануду-жадину. И это поверьте намного ужаснее чем проблемы с грифом - ибо это уже не исправишь, в отличие от большинства проблем с грифами, которые являются по большей части надуманными. Хотели ли вы когда-нибудь сделать приятное гитарному менеджеру, посмешить его как-то и сделать его день более расслабленным? Нет ничего проще. За пять лет работы на музыкальных выставках меня всегда забавит одна и та же картина - посетитель снимает со стены гитары, берет ее наподобие скрипки (корпусом под подбородок) и долго сосредоточенно смотрит куда то на гриф с очень умным видом. Будь я Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, то сказал бы так:
В тумане моря голубом. Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном? Ибо меня действительно всегда интересовало "что ищет он в стране далекой"? Для меня это все также дико, как стоять с кружкой пива в руке, и при этом вместо того чтобы отхлебнуть живительного напитка, держать в другой руке распечатку с описанием того "как это пиво на вкус". Гриф надо держать в руках - он для этого создан - и только руки должны говорить вам - хорошо ли все с этим грифом или плохо. Вы ведь играете на гитаре руками, а не глазами - там "хрен ли смотреть выискивать там что-то"? На протяжении многих лет, примерно раз в неделю на почту guitars.ru приходят письма с просьбами - расскажите пожалуйста какое расстояние должно быть от струн до грифа, каким должен быть прогиб и т.д. Дорогие мои, вы еще спросите какой длины должны быть ваши пальцы, в каком стиле музыки нужно играть и где на грифе находятся позиции в каких нужно играть. Типа блюз должен играться только с пятого по восьмой лад. А иначе это не блюз вовсе. Суть в том, что четких правил не существует. И если на гитаре что-то можно настроить и изменить, то значит это как раз и сделано для того, чтобы вы могли все отстраивать под себя. Главное не паниковать. Рассмотрим основные жалобы на грифы от людей, которые ввязались в это чертово гитарное дело.
Как правило когда с грифом случается что-то похожее, то большинство гитаристов страшно расстраивается и все их мысли о причинах прошедшего работают только в одном направлении - дескать производитель оказался плохим и гитара бракованная. Но в реальности же на самом деле ничего страшного не произошло и гитара совсем не бракованная. Просто у гитаристов нет достаточного объема информации для того чтобы трезво взглянуть на мир и понять суть происходящего. Поэтому давайте попробуем взглянуть на гриф трезвыми умными глазами, попробуем понять его и изучить должным образом. Для начала скажу вам такую умную вещь (только не обижайтесь): если вы внимательно посмотрите на гриф, то обнаружите, что нам нем присутствуют три основных части - струны, лады и "деревяшка" (то есть сам по себе гриф). Давайте разберем все эти составляющие по степени их влияния и возможности к трасформациям в худшую сторону. Струны. Для многих будет откровением, но со временем струны изнашиваются. И даже если струны не порвались. И даже если их звучание все еще устраивает вас. От постоянной игры струны деформируются - у них появляются микропрогибы в местах контакта с ладами. Плюс от пота и микрогрязи струны могут подвергаться разного рода химическим реакциям в отдельных районах. В результате всех этих деформаций - струны становится невозможным отстроить по мензуре. Они перестают строить чтобы вы не делали с ними. При этом чем тоньше струны тем больше они подвержены всем этим глупостям, которые зачастую и на глаз не увидишь. Отсюда совет - подобно тому как вы предпочитаете менять носки прежде чем заносите их до дыр, меняйте время от времени струны даже если вас устраивает их звучание. Но при этом помните, что если вы ставите струны другого колибра нежели ранее, то вам необходимо заново отстраивать мензуру.
Многие люди страшно сказать - до сих пор не знают что такое мензура. Я определяю это как - расстояние между точками опоры открытой струны (от бриджа до порожка). Мензура регулируется на бридже для каждой струны отдельно. Изменяя длину мензуры вы должны отстроить все (по тюнеру) до такой степени чтобы нота открытой струны была такая же как у струны на 12 ладу (с разницей в октаву). Пугаться отстройки мензуры не нужно. Там все просто - покрутить болт в одну сторону, либо в другую, и посмотреть на тюнер. Как правило не смотря на то, что почти все гитаристы знают про мензуру - ее почти никто не отстраивает, по причине лени. Лады. Гитара действительно может не строить если лады установлены криво, то есть не по правилам. И струны могут звенеть на ладах если лады разной высоты относительно грифа. Как правило гитаристы часто думают, что проблемы в ладах. Однако последние лет 20 лады на почти всех известных больших гитарных фирмах вбивают машины. Причем как правило на всех фабриках стоят одинаковые станки - будьто китайский Ibanez, либо американский Jackson Custom Shop. Найти гитару с действительно неправильными ладами достаточно сложно если речь идет об известном бренде. И уж действительно трудно представить что изначально лады на гитаре были правильные в момент покупки - а потом вдруг с ними что-то случилось. Другое дело, что надо помнить, что лады как и струны тоже изнашиваются и их тоже надо время от времени менять. Причем чем дешевле гитара, тем более дешевые лады, из мягкого быстрее стирающегося материала на ней лады. Как правило потертости ладов можно увидеть на глаз и сразу определить много ли человек играет на этой гитаре, в каких позициях чаще и любит ли он такие приемы как вибрато и бенды. Ходят слухи что такие люди как Clapton или SRV меняли на своих гитарах лады чуть ли не раз в год. Я не особо верю в это. По моим наблюдениям если вы не SRV то уж на пять лет вам точно хватит ваших ладов. При этом есть люди которым ладов хватает на 15-20 лет. Но в любом случае если вы видите на глаз, что ваши лады стерлись - не бойтесь менять их. Отнесите к мастеру и если он не жулик - то все будет хорошо. Часто люди спрашивают, где я меняю лады и кого могу порекомендовать. Этот вопрос очень частый и потому я отвечу на него - Виктор Жук (188-52-75) - можете считать это рекламой. Надеюсь Виктор когда-нибудь выкатит ящик пива по такому случаю. Гриф. Сам гриф (его деревянная часть) - это и есть наиболее интересная и важная часть, от которой зависит очень много всего. Забавное дело, но при всем при этом у гитаристов меньше всего информации на этот счет. Самая важная мысль, которую хотелось бы донести до людей заключается в том, что древесина - это материал, который обладает совсем другими свойствами нежели метал или пластмасса. Мысль конечно не совсем свежая, но почему то большинство людей ее упускает из виду. Все дело в том, что в своей прошлой жизни любой кусок древесины был частью живого существа по имени дерево. И это было существо, которое развивалось, жило, дышало и росло. А потом его убили, рачленили и пустили на изготовление гитар. Не правда ли драматическая история. Давайте отвлечемся на секунду на что-то менее трагичное. Наверняка многие люди замечали, что один и тот же человек - если его наполнить несколькими литрами пива и если его не наполнять этими литрами - этот человек может по разному выглядеть, по разному весить и тем более по-разному себя вести. Вы не поверите, но с гитарами все тоже самое. Дерево, и конкретно дерево грифа - оно способно впитывать влагу из воздуха и в следствие этого оно ведет себя по разному. Мы (люди и существа прикидывающися людьми) часто не замечаем насколько много влаги содержит окружающий нас воздух. Другое дело пары алкоголя и шашлыка - такие вещи мы чувствуем сразу. Так вот - дерево грифа - оно постоянно находится в контакте с воздухом и реагирует. То есть дерево может впитывать влагу и набухать (выгибаться в одну сторону), либо наоборот терять влагу (усыхать) и опять таки выгибаться в другую сторону. У нормального человека разумеется при созерцании подобных фокусов сразу же едет крыша и он начинает очень сильно нервничать, думая, что это брак вылез наружу наконец-то. При этом когда дерево устраивает все фокусы с грифом как раз и случаются все эти фокусы с вылезающими ладами, звоном струн, расстоянием от струн до грифа и потерей строя. Но опять таки повторю волноваться излишне по этому поводу не следует ибо это все лечится и я расскажу как. Дело в том, что подобно тому как у вас в руке есть кость, у каждой гитары есть анкерный стержень (металлический прут внутри грифа). Этот анкер - он регулируется и лечит все проблемы. Большинство гитаристов предпочитает прожить жизнь и никогда не узнав об анкере, либо обращаться раз в год к специалистам по его регулировке. В реальности же анкер регулируется очень просто. Он крутится всего в дву стороны и поэтому им легко пользоваться. Если вы побеседуете за более менее профессиональными людьми, которые часто играют на гитарах (например Александр Авдуевский) или постоянно ездят на гастроли (например Steve Vai), то увидите что они крутят анкер едва ли не чаще чем колки. Как правило если у таких людей гитары Jackson, Gibson, Ibanez, то на головах грифа откручены "крышки-колокольчики" ради быстрого доступа к анкерному стержню.
Про себя могу сказать, что обычно при появлении проблем (а я чувствую их пальцами когда играю) прежде чем начать крутить анкер делаю следующие действия. Прижимаю указательным пальцем правой руки шестую струну в 22 или 21 ладу гитары и далее смотря сбоку на гриф, стремясь выяснить насколько струна параллельна грифу. Как правило я смотрю в район 10 или 12 ладов. И там заметно, что гриф выгнут либо в одну либо в другую сторону относительно струны. Далее идет поворот анкера в одну сторону, либо в другую и опять наблюдение за параллельностью струны пока все не будет примерно параллельно. Как правило после этого проблемы со звоном струн и расстоянием между струнам и грифом пропадают. Это касается гитар практически всех известных брендов. Повторюсь что сейчас при изготовлении грифов по всему миру пользуют умные машины и поэтому как правило все настраивается очень хорошо, устраняя все проблемы. Другое дело, что проблемы с ладами которые вылезают за пределы грифа их регулировкой не решишь. Как правило лучше их подточить (при помощи мастера) и больше им вылезать будет некуда. Некоторые люди считают, что если они купили дорогую гитару, то у них не должно быть никаких из перечисленных проблем. Эти люди наивно думают, что грифы дорогих гитар сделаны не из дерева, а из пластика или металла, и поэтому не должны реагировать на влажность. Вынужден разочаровать этих людей. Не все в этом мире покупается за деньги. Дерево в дорогих гитарах намного лучше и музыкальнее звучит нежели дерево в дешевых гитарах, но при этом оно все равно остается деревом и потому вынуждено зависеть от влажности воздуха. Другое дело что все грифы в зависимости от своей конструкции и условий окружающей среды в разной степени подвержены всем этим трасформациям. Попробую рассказать о том, что влияет на "пляску грифа". Конечно же в первую очередь климат. Он может быть нестабильным в плане влажности. То есть зимой очень сухо, а летом более влажно. Соответственно по весне и по осени грифы начинают выгибаться. Такая, например, вещь происходит в Москве. Плюс надо сказать, что если вы меняете климат - например летите с гитарой на время из Москвы в Японию и потом обратно (как это делал я) - то в разных местах разная влажность и опять таки гриф может на это реагировать. Некоторая часть из моих московских знакомых (например Владимир Холстинин), в целях избежания выгибания грифов в следствие смены времени года, держат в своих квартирах приборы под названием увлажнители, поддерживающие стабильную влажность в помещении независимо от времени года. Еще один важный момент - это лак, которым покрыт гриф. Нет сомнения, что нитролак "звучит" лучше и музыкальнее. Плюс чем тоньше его слой, тем лучше звучит гитара. Но при этом сей лак лучше всего пропускает влагу, давая гитаре возможность дышать не только в плане резонанса, но и в плане накопления, либо потери влаги. Поэтому грифы покрытые таким лаком гораздо более чутко реагируют на перепады влажности. Часто люди покупающие дорогие Custom Shop гитары типа переиздания старых моделей Fender жалуются на то что отдали за гитары бешенные деньги, а грифы там гуляют взавизимости от влажности гораздо активнее чем на дешевых корейских гитарах (покрытых кстати толстым слоем дешевого "немузыкального" полиуретана). Вот такой компромисс получается между звуком и удобством в использовании гитары. То есть более музыкальный лак заставляет чаще возится с остройкой анкера. Поэтому если вы покупаете дорогую гитару с нитролаком, возможно есть резон задуматься о найме гитарного техника, который бы остраивал вам гитару. Еще один музыкальный компромисс заключается в том, что считается будто бы грифы сделанные из одного куска древесины звучат намного лучше грифов сделанных из нескольких склееных кусков (например трех паралельных фрагментов). Трудно сказать что-то точное на счет звучания - но грифы сделанные из нескольких кусков намного стабильнее в плане влажности. Такие грифы меньше реагируют на климат и другие условия. Я убедился в этом лично, наблюдая за двумя своими телекастерами. У них одинаковые кленовые грифы, с одинаковым лаком и при этом гриф имеющий накладку (fingerboard) из черного дерева менее восприимчив к влажности, чем тот, что состоит целиком из клена без накладки из черного дерева или палисандра. И опять таки на "гибкость" грифа влияет его толщина. Все крутые гитарные мастера мира говорят о том, что более толстые грифы - они звучат лучше "тонких". Хотелось бы при этом добавить, что толстые в меньшей степени подвержены влиянию влажности. То есть в этом плане приходится выбирать между удобством игры на тонком грифе и количеством времени затраченным на его отстройку. И длина грифа (21 или 24 лада) тоже влияет на его подверженность "нехорошему". Еще одна неприятная новость состоит в том, что кленовые грифы с полосатым рисунком дерева (flame maple), о которых мечтают тысячи гитаристов по всему миру - эти грифы в большей степени "гибкие", нежели обычные с "невзрачным" рисунком дерева кленовые грифы. Но с другой стороны есть и приятная новость - грифы из клена типа птичий глаз (birdeye maple) являются самыми прочными из кленовых грифов. Из вышесказанного следует, что наиболее "гибкие" грифы - это тонкие, сделанные из одного куска клена без накладки, покрытые тонким (состаренным) слоем нитролака и при этом желательно чтобы гриф был из полосатого клена (flame maple). А наиболее "стабильные" грифы - это толстые, сделанные из нескольких продольных кусков дерева, с накладкой из палисандра или черного дерева, покрытые полиуретаном.
Скажите честно, после всего прочитанного вам уже страшно за свои грифы? Ваш лоб покрыт испариной и руки мелко подрагивают? Я бы не советовал особо нервничать на самом деле, поскольку перечисленные симптомы - это всего лишь факторы, которые могут повлиять на "гибкость" грифа. Но они точно также могут и не повлиять. Поскольку древесина, как сказано выше, - это такой материал, который невозможно подогнать под общие правила. Поэтому на свете море грифов, которые не смотря ни на что - практически не гнутся. Но на мой взгляд, это не должно влиять на выбор вашей гитары - главное - это звук гитары и удобство игры. А сколько вы времени посвящаете отстройке - чуть меньше или чуть больше - это не так уж и важно. Кстати, скажу пару слов в адрес любителей покупать старые и просто бывшие в употреблении гитар. Некоторые гитаристы аргументируют свой выбор в пользу таких инструментов тем, что в гитарах, прошедших "испытание временем" (пусть и небольшим) якобы "дерево устоялось" и ничего никуда не поведет. Не могу не добавить ложку дегтя в бочку меда этих людей и поэтому сейчас тоже хочу их попробовать попугать. Действительно в гитарах, которым по 30-40 и более лет, дерево может практически окаменеть словно голова древнего мамонта в слое вечной мерзлоты. С отдной стороны - это хорошо и гриф всегда стабилен. Но с другой стороны он может быть до того стабилен, что выгнувшись однажды (к примеру под влиянием смены струн), он не будет подчинятся никаким попыткам подкрутить анкер. При этом надо сказать, что выше я чуть не забыл сказать еще про такую вещь, что выгибание грифа может случаться не только по причине влажности. Такой процесс как смена струн на другой калибр (на потолще или потоньше) изменяет нагрузку на гриф и разумеется его также может выгнуть в одну из сторон. В общем на мой взгляд покупка не новой гитары требует на мой взгляд больше внимания и опыта нежели приобретение свежего конвейерного инструмента. И в этой связи мне всегда был непонятен близкий к лотерее процесс покупки "юзанных" гитар на сайтах типа ebay.com, где вы фактически лишены объективной информации о состоянии грифа.
Хотелось бы еще добавить немного слов о том, что для того, чтобы гриф "гулял" совсем необязательно чтобы у вас менялся климат. Многие профессиональные музыканты подтвердят, что часто заходя в помещение с иным микроклиматом (например в сырой холодный подвал реп.базы или на жаркую от яркого света сцену) гриф также может выгибаться в ту или иную сторону. Ну вот наверное и все что я могу сказать по проблемам грифа. Надеюсь теперь вы теперь будете знать намного больше о грифах и не будете в рядах тех невежд что придя в гитарный магазин, любят потом словно базарные бабки вопить о том, что "видели кучу дорогущих бракованных гитар, которые отбирают специально для России". Ибо фразы подобного рода есть тоже самое, что перепутать божий дар с яичницей. Гитары сделанные на другом конце света, отстроенные под другой климат - их может скрючить при попадании в нашу забытую богом страну. И тут уже забота продавцов, отвлечься от ковыряния в носу и отстроить грифы соответственно условиям местности где они продаются. Хотя и тут соглашусь, что вылезшие лады достаточно трудно остроить если ты не обладаешь набором специальных напильников и по-особенному заточенных рук. Но с другой стороны это мелочь, которая вылечивается гитарным мастером примерно за 20 долларов один раз и навсегда. Такая уж у нас страна, что лады закатанные под другие регионы тут могут слегка и вылезать. Главное же чего мне хотелось бы вам пожелать - это всегда сохранять спокойствие, не боятся трудностей, излучать оптимизм и, разумеется, всегда держать анкерный ключ в гитарном кофре. И тогда все проблемы вам буду пофиг. Сергей Тынку, 2007 p.s. Выражаю благодарность Юрию Шишкову, Владимиру Холстинину и Александру Авдуевскому - без общения с которыми написание подобного текста было бы невозможным.
|