Инструменты | Музыканты | Полезное | Архив MP3 | stnk | cyco | Bonus |
Marshall EL84 20/20 Power Amp Если не все, то большинство гитаристов повернуты на поиске своего звука. И даже те, кто понимает, что фундамент звука кроется в пальцах, тоже уделяют много времени этому поиску, хотя бы потому, что им хочется, чтобы пальцам было легче вышибать тот самый звук. Не избежал подобных изысканий и я, и на пике поиска построил себе рэк на основе предусилителя Mesa/Boogie TriAxis, получив тем самым доступ к куче звуков проистекающих от многочисленных режимов его работы. Само собой, хотелось чтобы процесс экспериментов со звучанием происходил максимально кайфово, поэтому рэк я постарался в кратчайшие сроки (как только позволяли финансы) достроить до полного комплекта.
В качестве усилителя мощности пришлось безальтернативно взять именно Marshall EL84 20/20. Почему безальтернативно? Потому что реально мощников такого типа на нашем рынке практически не представлено, а мне нужен был именно не больше 1U и по возможности с минимальной мощностью на канал (чтобы и лампы подкачивались, и можно было не распугивать соседей при игре дома). Как оказалось, безальтернативный выбор оказался весьма удачным, но сперва немного о параметрах этого усилка. Название говорит само за себя – это двухканальный усилитель на лампах EL84 (по паре на канал) c мощностью 20Вт на канал – 40Вт суммарно. Усилитель может работать с нагрузкой 8Ом и 16Ом, для чего предусмотрены отдельные выходы на каждом канале (только один кабинет на канал, номинал нагрузки на разных каналах может отличаться). Наличествуют также два линейных «Slave» выхода для каскадирования мощности. Теперь о тех моментах, которые меня, безусловно, порадовали. Момент первый – можно задействовать всю мощность в моно режиме. Если подать сигнал только на правый вход, то он подается на оба выхода. Стерео, да с обработкой, это круто, конечно. Но если играть со вторым гитаристом, то играть придется в моно и снимать одним микрофоном. И в этом случае – никаких проблем. Завел обработку в моно, в один канал преампа, и этот канал подал на моно вход усилителя. Момент второй – волшебная кнопка Deep. Безусловно, тот, кто покупает EL84 20/20 скорее всего будет использовать либо два кабинета 1х12” либо один стерео кабинет 2х12» и с большой вероятностью с открытой задней стенкой. Кнопка Deep позволяет имитировать резонанс большого кабинета 4х12”. В моей практике однажды визави моего рэка оказался полустек Dual Rectifier и на саундчеке долго не могли поймать баланс громкости на сцене. Либо ректо, как каток, «давил» звук рэка, либо после того, как громкость на рэке поднимали, начинались с проблемы с заводкой. Нажатие кнопки Deep просто волшебным образом привело баланс в полный идеал. В домашних условиях, я, правда, не использовал режим Deep постоянно. Распугивать соседей мне, как я уже говорил, не хотелось, а для подъема низов при записи мне хватало манипуляций с микрофоном. Но вот когда речь зашла о записи, да и не только о записи, а вообще об игре на чистом звуке, оказалось, что Deep делает его сочнее и объемнее. И тут очень кстати оказалось то, что на задней панели EL84 20/20 находится релейный вход управления режимом Deep. Поскольку у TriAxis аж четыре релейных выхода, я закоммутировал один из них на вход Deep, а в пресетах чистого звука запрограммировал активацию соответствующего выхода. Что касается звучания усилителя в целом, то напомню, что он сделан на лампах EL84, которые многими признаются самыми «музыкальными» из ламп мощности. У них хорошая динамика, и очень плавный и сочный переход в подгруз. Эту музыкальность саму по себе очень легко оценить. В руководстве пользователя написано, что чувствительность входа достаточна даже для того, чтобы просто подключать туда гитару. Я просто из любопытства попробовал. Действительно можно. Громкость правда тогда не дотягивает до максимальной, но при достаточно мощных датчиках удается ввести лампу входного контура (так называемый «драйвер» в легкий брейк-ап). Реально можно блюзовать, все на месте тон, динамика. Можно воткнуться не с преампом, а с обычной примочкой (проверенно на практике – работает отлично), можно воткнуться с процессором (тоже проверенно) и его звучание облагородится. Кстати, сигнал с модуляционной обработкой или ревером/задержкой вполне музыкален на выходе, без каши, даже если лампы подгружены. Настройки громкости и презенса позволяют очень гибко регулировать вклад обертонов ламп мощности в звук. В концертных условиях презенсом можно подобрать оптимальный баланс при котором обеспечивается читаемость, но нету заводок. В заключение немного о подводных камнях. EL84 20/20 – не является тем, что называется «Dual Monoblock». У него один общий комплект настроек громкости и презенса, и ему обязательно требуется нагрузка на обоих выходах. Это значит, что если вы выбрали комлект с двумя кабинетами, таскать придется оба. Или придется искать имитационную нагрузку на один из каналов. Второй подводный камень - на разных зарубежных ресурсах мне неоднократно приходилось встречать жалобы на то, что EL84 20/20, зараза такая, постоянно перегревается, чуть ли не за час. Если честно, я за ним подобного не замечал. Более того, пару раз ему пришлось потрудиться в полную силу (с переключением на Standby минут на 5 в паузах) в течение 3-5 часовых мероприятий. И хоть бы что. Я думаю, все дело в том, что в моем рэке над мощником (который, само собой, был в самом низу) всегда оставалось пространство в 1U. Этого было более чем достаточно, для того чтобы проблема перегрева так и осталась для меня чисто умозрительной. Но я готов поверить, что в плотно набитом рэке эта проблема может возникнуть. И, наконец, при использовании мощника на обе стороны сцены (на две гитары) следует учесть, что хотя ламповые 20Вт, они очень громкие, и что хотя есть кнопка Deep, даже на клубной сцене, обеспечить запас «чистой» громкости для чистого звука или подъема уровня на соло будет очень сложно. Ювелирная будет работа. Если ошибиться, то либо придется полагаться только на мониторы, либо чистый звук будет не очень чистым, либо уровень на соло останется тем же (хотя звук будет благодаря насыщению ламп прорезать сильнее). Впрочем, эти наблюдения сделаны с кабинетами 1x12”. Если завести на обе стороны 4х12” то EL84 20/20 должен потянуть минимум работу в зале на 1000-1500 мест. Но в целом, несмотря на ряд компромиссов, EL84 20/20 –гибкий и весьма серьезный прибор, а не просто «детский» вариант серьезного усилителя. Александр Авдуевский, 2005 |