Инструменты | Музыканты | Полезное | Архив MP3 | stnk | cyco | Bonus |
Gibson Les Paul Custom Это одна из самых знаменитых электрогитар в истории. Культовый инструмент, стоящий выше каких-либо сиюминутных оценок. Гитара, которая стала символом высочайшего качества изготовления, образцом красоты внешнего вида и великолепия звука. Само совершенство воплощено в этих округлых формах инструмента с женским именем. Было бы напрасным трудом с моей стороны делать анализ этой гитары с точки зрения ее функциональности и звуковых характеристик. Ведь это классика и потому все чего она заслуживает - это хороший музыкант, способный наполнить гитару прекрасной музыкой.
Так сложилось, что сейчас под именем Gibson выходит не одна модель Les Paul Custom, а более двух десятков самых разных версий знаменитой гитары и потому обычному человеку бывает трудно сразу разобраться в этом "карнавале красавиц". Попробуем систематизировать знания для того чтобы можно облегчить процесс выбора "той самой гитары".
Самый первый Les Paul Custom появился на свет в 1954 году. В то время у Gibson существовала всего одна модель Les Paul, которая так и называлась Les Paul Model безо всяких дополнительных слов типа Standard, Classic и т.д. Cо временем, когда Les Paul стал именем целой серии гитар, то эту первую модель стали называть Les Paul 1952 GoldTop. Словосочетание GoldTop напоминает нам о позолоченном покрытии корпуса гитары, а цифра 1952 обозначает год в котором появилась эта модель, и следовательно произошло рождение первой гитары Les Paul. Спустя два года после своего дебюта Les Paul из одной модели превратился в серию. Помимо основной Gibson выпустили еще две модели - одна была "удешевленным упрощенным" вариантом (Les Paul Junior) для бедноты и студентов, а вторая, наоборот, "богатая навороченная" гитара для элиты и толстосумов. Это было в первую очередь маркетинговое решение. Для того чтобы охватить своим товаром большую часть рынка - необходимо делать больше разных версий товара для разной аудитории.
Помимо внешних признаков - богатой отделки (позолоченная фурнитура и многослойная окантовка корпуса, грифа и головы) у новой гитары было несколько иное решение в плане древесины. В частности в отличие от GoldTop и вообще большинства тех гитар Gibson Les Paul новая гитара Les Paul Custom имела корпус не из двух слоев разных пород (толстый слой махогони и сверху тонкий слой клена), а только из махогони - и верхний слой и нижний. Музыкант Les Paul, который по разным источникам имеет отношение к разработке гитар, а не только "продал свое имя на рекламу" новых гитара - этот музыкант утверждает, что такое "решение с деревом" - это обычная ошибка компании Gibson - дескать в 1954 году было решено делать GoldTop целиком из махогони, а Custom, как более дорогую модель из махогони с кленом. А потом Gibson перепутали. Но как бы там не было на самом деле Custom выпускался вплоть до 1960 года с корпусами из махогони. Все гитары Custom с 1954 до 1960 года выходили с двумя вариантами бриджа - либо фиксированный (Tune'o Mattic в сочетаннии со Stop Bar), либо тремоло бридж Bigsby.
На голове грифа Les Paul Custom были ромбовидные инкрустации, ставшие символом этой модели на десятилетия. Эту вещь Gibson позаимствовали из оформления модели Super 400 - своей самой дорогой, престижной и большой по размерам корпуса модели. Эта джазовая легенда (Super 400) имеет свою эпохальную историю, которая началась задолго до появленя "лесполов". Les Paul Custom образца 1954 года сама по себе была черного цвета, плюс со звукоснимателями, имевшими пластиковые крышки черного цвета и плюс с накладкой на гриф из черного дерева - все это позволило Gibson использовать в рекламе словосочетание Black Beauty (черная красавица) - это словосочетание навеки закрепилось за всеми Gibson 1954-1960 годов и их переизданиями. Также время от времени этим термином называют любую черную гитару Les Paul Custom. Другой рекламный слоган используемый Gibson для продвижения новой модели - это "Fretless Wonder" (безладовое чудо). Этот термин должен подчеркивать необычайное удобство игры, в следствии очень низких маленьких ладов. Сам Les Paul (музыкант) говорил о том, что новая модель выглядит необычайно роскошно и очень подходит для концертных выступлений во фраке. Когда "все черное и только белые руки порхают над грифом". Соглашусь - звучит достаточно романтично. На гитары Custom 1954-1956 устанавливалось два сингловых датчика, традиционного для Gibson дизайна - это P-90 и Alnico V. Благодаря такому решению гитара очень хорошо звучала на чистом звуке. В 1955 году сотрудник Gibson инженер Seth Lover (ныне сотрудничает с Seymour Duncan) изобрел первый в мире датчик типа хамбакер. В 1956 году этот датчик стали устанавливать на Les Paul GoldTop, а с 1957 года на Les Paul Custom. Таким образом с 1957 по 1960 год выпускался инструмент, который называется второй версией Les Paul Custom (либо просто 57 Custom), отличающийся как сказано выше только звукоснимателями. Новые революционные датчики были невероятно прогрессивным шагом и чтобы подчеркнуть это, а также создать видимость конкуренции со Stratocaster, новые модели стали помимо обычной версии выпускаться с тремя звукоснимателями. Однако, модели с тремя датчиками не были никогда особо популярны и впоследствии от этой идеи отказались. Точно также как и от идеи с Bigsby, которые перестали ставить на Les Paul после 1960 года.
Не смотря на то, что Les Paul Custom позиционировалась Gibson как элитарная модель, из известных музыкантов мало кто играл в тем годы на этой гитаре. Известно только, что помимо самого Леса Пола, какое-то короткое время до Led Zeppelin (в 1965 году) у ставшего уже известным Jimmy Page была Black Beauty с тремя хамбакерами, а также "на заре" Keith Richards из Rolling Stones играл на Les Paul Custom. Что касается остальных знаменитостей - то их сердце было отдано Les Paul Standard цвета Sunburst. Какая то часть блюзовых гитаристов типа Freddie King и John Lee Hooker играли на GoldTop в начале своих карьер.
Но в целом, среди большинства гитаристов 50-ых годов гитары Les Paul были совсем не популярны. И такое положение дело подтолкнуло Gibson к тому, что в 1960 году линия Les Paul была закрыта. Трудно представить такое, но эти гитары прекратили выпускать. Потом только в 1968 году было возобновлено производство Les Paul. А целых долгих 8 лет мир жил без Les Paul. Эти восемь лет стали очень серьезным водоразделом в умах коллекционеров. Благодаря этим годам, гитары Les Paul 1952-1960 выпуска стали невероятно дороги и превратились в побольшей части гитары для коллекций. Чтоже было вообще эти 8 лет с Gibson? Вместо "немодных" Les Paul на публике была представлено новая гитар - это было Gibson SG. По-началу эта гитар носила имя Les Paul и все подавалось как "большая леспольная революция" когда знаменитая гитара резко изменила свой облик. Новая гитара SG во многом повторяла Les Paul, и была по идее более прогрессивным шагом. На мой взгляд появление SG было вызвано попыткой конкурировать со stratocaster. Судите сами, что есть SG - это новый тонкий с удобными контурами корпус и два рога для быстрого доступа к 20-ым ладам на грифе. Плюс гнездо для поключения шнура находится на SG не с торца корпуса, а сверху. В общем, все это самые прямые свидетельства влияния stratocaster на умы создателей SG. Новая гитара, повторюсь, по-началу имела название Les Paul и была представлена тремя моделями: Standard, Custom, Junior. Модель Les Paul (SG) Custom, как и свой старший брат имела все признаки дорогой модели - черное дерево на накладке грифа, ромбовидные инкрустации на голове грифа, позолоченная фурнитура, окантованная голова грифа, три звукоснимателя, и... свой цвет, который выделял ее из "толпы собратьев". Новая гитара была белого цвета в противовес Black Beauty. В середине 60-ых годов имя Les Paul исчезло с гитар Gibson, новые гитары получили имя SG. И все затихло до 1968 года.
А потом началась новая эпоха. В 1968 году Gibson стали заново производить Les Paul. И одной из первых моделей стала Les Paul Custom. Она была практически в неизменном варианте за исключением пары новшеств по сравнения с вариантом 1957-1960:
В 1969 году, то есть буквально спустя год, Gibson сменили владельца и это очень серьезно отразилось на конструкции гитар.
Эти нововведения была отрицательно восприняты большинством музыкантов. Они говорили, что новые Gibson - это дешевые гитары из множества кусков, что это ненастоящие Gibson и т.д. Коллекционеры, с претензией на серьезность, не считают Gibson 70-ых за реальные гитары. Позволю высказать тут свою точку зрения. За многие годы общения с гитаристами, я видел толпы знатоков гитар и тех, кто себя такими считает. Большинство из них представлялись откровеннными идиотами. Более того как только человек задавал вопрос - "а из скольких кусков склеен корпус или гриф" - такой человек сразу превращался в моих глазах в "убогого безумца, инчего не понимающего в гитарах". Можно говорить разное о склееных из "кучи кусков" Les Paul 70-ых годов. Но вряд вы найдете хоть один Les Paul, который будет звучать лучше этих гитар. Продающийся вдвое или втрое дороже поддержанных гитар 70-ых годов, новый Gibson Custom Shop, сделанный по всем правилам - этот Custom Shop проигрывает в звуке старым 25-35 летним гитарам так много... Как будето вместо Custom Shop мы купили нечто корейское. При том, что Custom Shop - весьма и весьма хорошие гитары, они проигрывают в звуке несколько порядков гитарам, которые прожили несколько десятков лет. Посему дискуссии о "кусках дерева" кажутся мне признаком "кретинизма". Ибо главное в гитаре - это звук и чтобы гитара "не развалилась" - а сколько там кусков - нормального человека это не должно волновать. Вернемся в 70-ые. Во второй половине 70-ых годов произошло еще одно интересное событие. Gibson открыли новую фабрику в Нэшвиле и постепенно стали переводить туда все производство из Каламазу, где базировались испокон веков. На новой фабрике в Нэшвиле большая часть (но не все) Les Paul конца 70-ых производились с кленовыми грифами. Причем некоторые из них имели еще и кленовую накладку на гриф. Не смотря на такую "радикальщину" и "негибсоновость", Les Paul с кленовыми грифами все равно звучали на 100% по-лесполовски. И более того уловить разницу между разными грифами (клен и махогони) бывает крайне затруднительно. Хотя по большей части надо заметить, что Les Paul с грифами из клена как правило имеют больший вес и звучат "более агрессивно и жестко", если так можно выразится. Речь идет, понятное дело, о нюансах, но они есть. Это "более злые гитары". В 70-ые годы из легендарных музыкантов не смотря на популярность Les Paul в целом, с моделью Les Paul Custom никто из звезд особо не светился. Разве что Steve Jones (из Sex Pistols) с белым Les Paul Custom, который с его слов, он украл у кого-то в Британии. 80-ые годы были относительно тихими для Les Paul Custom. Можно отметить только одно заметное событие в существовании Les Paul Custom - это появление модели Custom Lite (1987-1989). Надо вспомнить это были годы разгула тяжелого рока для которого было придумано море новых гитар. Gibson попытались внести свой вклад. Custom Lite как раз была ориентирована на тяжелую музыку.
"Более злые датчики", а также вариант гитары с Floyd Rose. Вы не ослышались. Custom Lite - это была единственная модель Les Paul с Floyd Rose (если не брать в расчет самопалы типа личных "Les Paul с флойдом" Эдди Ван Халена). Особой популярности эта модель не достигла и потому в 1989 году ее прекратили выпускать, спустя два года после дебюта. Еще одним признаком Custom Lite являлся утонченный (в два раза тоньше) и следовательно облегченный корпус. В нашей стране модель Custom Lite известна в основном как любимый инструмент Шуры БИ-2 из группы БИ-2 - у него версия без Floyd Rose. Что же касается, мировой рок-музыки, то лицом модели Les Paul Custom в 80-ые годы можно назвать Randy Rhoads (с его опять таки белым инструментом) из коллектива Ozzy. В 90-ых произошло еще одно заметное событие для Les Paul Custom. Решено было поделить все гитары этой модели на две цветовые группы. Первая группа - это просто Les Paul Custom - они имели три цвета Ebony, White, Cherry.
Вторая группа - это Les Paul Custom Plus и Premium Plus. Эти гитары стоили на 500-700 долларов дороже и их отличие заключалось в окрасках типа sunburst и специальном "красивом" клене ("полосатом", "огненном" и т.д.). То есть за дополнительную красоту Gibson брали дополнительные деньги.
Однако желающих покупать "красивый рисунок" клена за такие деньги было очень мало и потому в конце 90-ых Gibson оставил в своем каталоге только три варианта Les Paul Custom - Ebony, White, Cherry. Еще одно интересное событие 90-ых годов - это открытие отделения Gibson Custom Shop, для производства более дорогих, улучшенных гитар. В 90-ых годах Les Paul Custom производились на двух фабриках - на Gibson USA делались обычные гитары, а на Gibson Custom Shop более специфические. Самыми первыми Les Paul Custom в версии от Custom Shop стали делать модели, полностью копирующие Les Paul Custom 54 года и 57 годов. Эти гитары входили в серию Historic Collection и назывались Re-Issue (переиздания). Было 6 гитар Les Paul Custom серии Historic Collection:
Эти гитары были по своему звучанию получше обычных Les Paul Custom от Gibson USA. Многие отмечали, что в Black Beauty за счет отказа от клена на корпусе было больше низов и "мяса". Хотя их грифы в духе 50-ых, были толще обычных грифов Les Paul Custom и следовательно менее удобны.
Следующая ступенька развития Les Paul Custom в отделении Custom Shop была модель Florentine. У нее был полуакустический корпус в духе Gibson ES-335. Эта модель выпускавшаяся в 90-ых годах достаточно большими тиражами ныне снята с производства. Она была ориентирована на джаз/блюзовых исполнителей и очень хорошо звучала на чистом звуке, либо с перегрузом. У нее также была версия Plus с более "красивым кленом". Начиная с 90-ых годов Gibson стали делать именные модели Les Paul, чего раньше за ними не замечалось. Именные Les Paul разных музыкантов производили и производят как отделение Gibson USA так и Custom Shop. Направление Les Paul Custom отмечено тремя именными гитарами:
Одна из самых странных и необычных моделей LesPaul Custom производимых Custom Shop - это модель 68 Custom. Суть этой модели в том, что это не переиздание. Gibson намерянно не пишет в ее названии слова Re-Issue и не относит ее к Historic Collectiom. Цифра 68 в этой гитаре символизирует непонятно что и скорее всего ориентирована на людей которые не парятся на счет истории гитар.
Постараюсь объяснить смысл этой гитары. Итак, на дворе конец 90-ых и начало 2000-ых годов. Если не брать в расчет именные гитары, то все что человек может купить из Les Paul Custom - это либо гитару от Gibson USA с корпусом из махогони с кленом, либо гитару от Custom Shop корпусом из махогони (Black Beauty). И все. Вот и весь выбор. Но при этом существует какая-то часть людей, которые хотят купить Les Paul Custom
То есть существует спрос на Les Paul Custom, которые не выпускаются Gibson. Тогда чтобы заработать денег (а ради этого и существуют все гитарные фирмы) в недрах Custom Shop появляется модель Les Paul 68 Custom. При этом, модель :
Выпуск Custom Shop моделей 54 Black Beauty, 57 Black Beauty и 68 Custom привел в начале 2000-ых годов к тому что продажи обычных Les Paul Custom от Gibson USA стали резко падать. Люди предпочитали покупать Custom Shop, при том что разница в цене была минимальна, а иногда ее и вовсе не было.
Тогда в 2004 году было принято решение перевести выпуск обычной версии Les Paul Custom из отделения Gibson USA на Gibson Custom Shop. В связи с этим конце 2004 года модели 68 Custom черного и белого цветов снимают с производства. По причине своей неактуальности. Таким образом сейчас в начале 2005 года все Les Paul Custom делают на Custom Shop и вы можете приобрести следующие модели Les Paul Custom:
Таким, образом ныне Gibson пытается представить все возможные варианты Les Paul Custom. Не стоит забывать о корейских и японских Epiphone, которые также делают Les Paul Custom, но только в варианте "для бедных". Кроме того в рамках Historic Collection, выпущены весьма странные версии 57 Black Beauty :
Еще одна грань работы Custom Shop заключается в том, что это отделение делает много гитар на основе Les Paul Custom специально по индивидуальным заказам гитаристом и в этом случае мир может получить самые удивительные гитары - ибо фантазия человека безгранична. Будучи в Японии в гитарных магазинах города Токио, я видел самые необычные гитары Gibson Les Paul Custom.
Что ждет эти гитары в будущем? Поделюсь наиболее популярным слухом на этом счет. В последние годы с этими гитарами очень часто стали появлятся гитаристы группы Metallica и в особенности James Hetfield. Как известно, у ESP большие трудности с выпуском именных гитар как раз Hetfield. Все дело в том, что он предпочитает играть на гитарах, которые копируют Gibson Explorer во всем. Для него лично фирма ESP имеет возможность делать такие гитары. А вот для фанатов в массовое производство ESP не могут делать гитары с чужим дизайном. Нет прав. По этой причине ESP делают гитары, которые внешне совсем не похожи на те, с которыми James появляется на публике. Контракт с таким музыкантом как Hetfield стоит очень много денег. А выпуск его именных гитар (не похожих на личные) не приносит какой либо выгоды. В этом плане отдача от сотрудничества с Hammet, которые играет на гитарах того же дизайна, что и фабричные ESP - горазда больше.
В общем, отношения между ESP и Hetfield становятся все хуже и хуже, ибо деньги ему платят, а отдача небольшая. Поэтому последнее время его все чаще можно видеть с Gibson SG, Explorer и Les Paul Custom. Причем менеджеры Gibson не скрывают своих планов по перетягиванию Hetfield под свое крыло. Они совершенно открыто говорили об этом мне на выставке во Франкфурте в прошлом 2004 году . При том, что я для них был просто посетитель стенда, который задавал много вопросов. Потому кто знает, возможно в самое ближайшее время мы увидим новую гитару - Les Paul Custom JH. А может и нет. В любом случае у Les Paul Custom уже давно есть свое место в истории и место это весьма почетное - ведь это одна из самых легендарных гитар и гордость человечества за лучшее из того что оно сумело создать. Сергей Тынку, 2005 P.S. Я, увы, не отношусь к числу хороших музыкантов (и музыкантов вообще), однако, не смотря на это в моей жизни было счастье общения с этими потрясающими гитарами. К моменту написания этих строк я пробовал достаточно много гитар Les Paul Custom и семь таких инструментов в разное время были моей собственностью.
В настоящее время мой Les Paul Custom - это черного цвета инструмент, выпущенный в 1968-1969 годах. Точный год гитары определить невозможно. Гриф этой гитары сделан явно в 1968 году, корпус может относится как к 1968 так и к 1969 году. Это самый старый инструмет из тех, которые когда-либо были у меня и без сомнения самый лучший. Возможно в будущем у меня будет другая гитара, а может и нет. |