Инструменты | Музыканты | Полезное | Архив MP3 | stnk | cyco | Bonus |
Гитарный усилитель
"Гитарный усилитель" - это целая система устройств, общая цель функционирования которой является формирование звука электрогитары. Зачастую понятие гитарного усилителя путают с понятием аудио усилителя, целью которого является именно усиление звукового сигнала без придания ему какой-либо окраски. Необходимо четко понимать, что конечное звучание электрогитары есть результат многих факторов - из которых основными являются свойства самой электрогитары и характеристики гитарного усилителя. Разумеется, помимо формирования характера звучания, гитарный усилитель влияет и на громкость звучания электрогитары. Однако, усиление звучания электрогитары является лишь побочной дополнительной фунцией гитарного усилителя. Главная цель гитарного усилителя - формирование звука электрогитары. Исходя из этой задачи, на свете существует множество самых разных гитарных усилителей, которые придают самые разные окраски звучанию электрогитары. Как было сказано выше, гитарный усилитель (guitar amp, guitar amplifier) - это целая система. Она состоит из следующих компонентов:
Порядок коммутации этих компонентов системы следующий: электрогитара - предусилитель - оконечник - кабинет. Каждый (!!!) из трех компонентов системы оказывает влияние на конечный результат звучания электрогитары. Все эти три компонента системы гитарного усилителя существуют как отдельные компоненты, так и в виде приборов объединяющих в себе два, либо три компонента системы:
У каждой гитарной системы есть свои преимущества и есть свои недостатки. В случае с системой состоящей из отдельных предусилителя, оконечника и кабинета - гитарист получает возможность комбинировать разные составляющие системы и как следствие получать больше вариантов звучания. В случае с системой типа "стэк", возможности комбинирования сокращаются, поскольку нет возможности изменять сочетания оконечника и предусилителя. И, наконец, в случае системы типа "комбо", вы исключаете возможность комбинирования компонентов системы. Но при этом вы получаете преимущества при коммутации системы. В виду своей простоты и относительно меньшей стоимости, системы типа "комбо" имеют наибольшее распространение среди гитаристов. Давайте остановимся на каждом из компонентов системы подробнее. Предусилитель оказывает наибольшее влияние на формирование звука электрогитары. Как правило предусилитель формирует основной гитарный эффект - перегруз, он же овердрайв и дисторшен. Большинство предусилителей оборудованы регулировками эквализации (низкие, средние, высокие частоты). Предусилители могут быть изготовлены на основе ламповых, аналоговых схем либо цифровых алгоритмов. Возможны форматы исполнения предусилителей - рэковый, напольный, настольный. Предусилители бывают одноканальными, либо двух/трех и более "канальными". Разные каналы предусилителя рассчитаны на формирование различных вариантов звучания. В качестве примера популярных предусилителей можно привести: рэковые Marshall JMP-1, Mesa Boogie Triaxsis и напольный Hughes & Kettner TubeMan. Оконечник оказывает меньше влияние на формирование конечного звука электрогитары, чем предусилитель, но оно (это влияние) достаточно заметно. Подобно предусилителю оконечник может быть выполнен либо на основе ламповой схемы, либо на основе транзисторной схемы. Оконечники могут различаться мощностью (10, 15, 20, 25, 30, 40, 50, 60, 100 ватт и т.д.).
Кабинеты оказывают заметное влияние на конечный звук электрогитары. Основные различия в кабинетах заключаются в моделях и количестве динамиков. Наиболее распространены 1x12 (это расшифровывается как один динамик размером двенадцать дюймов) и 4x12. Также достаточно часто встречаются кабинеты формата 2x12 и 4x10. Еще один важный (влияющий на звук) параметр конструкции акустических систем - это наличие либо отсутствие задней крышки. Разумеется, геометрические размеры и материалы корпуса кабинетов также влияют на звук. Самые популярные в мире кабинеты - это Marshall 4x12. Стэки, состоящие из головы и кабинета могут состоять как из "головы с одним кабинетом", так и из "головы с несколькими (как правило двумя кабинетами)". Тоже самое с комбо. Очень многие комбо обладают возможностью подключать дополнительные кабинеты. Количество кабинетов также влияет на звучание гитары. Очень часто в комбо и головах помимо предусилителя и оконечника есть еще дополнительные эффекты. Наиболее распространенн эффект встроенной реверберации (reverb). Часто можно встретить эффект chorus. В последние годы достаточно распространенно явление встроенного процессора цифровых эффектов. Это снимает необходимость внешнего процессора и тем самым облегчает вопросы коммутации. Поскольку "гитарные усилители" от разных производителей оказывают разное влияние на оконечный звук электрогитары, за десятилетия существования электрогитары в сознании гитаристов образовались представления о наиболее легендарных знаменитых гитарных усилителях, звучание которых стало некоторым эталоном высококачественного звучания. Это породило процессы моделирования, то есть создания гитарных усилителей и предусилителей, задача которых имитировать (моделировать) звучание других (наиболее легендарных) гитарных усилителей. К числу наиболее часто имитируемых (копируемых) усилителей относятся такие популярные модели гитарных усилителей как:
Наиболее популярным прибором моделирования (имитации) является цифровой предусилитель фирмы Line6 модели POD. Этот цифровой предусилитель, как и многие другие устройства от других производителей имитирует конечный саунд гитарной системы, то есть имитируется сразу звучание, которое дает сочетание предусилителя, оконечника и кабинета. Однако, не смотря на бурное развитие моделирования, традиционные гитарные системы продолжают пользоваться популярностью среди гитаристов, являясь наряду с гитарами не только предметами оборудования, но и объектами культа, которым окружен весь процесс увлечения гитарой. Сергей Тынку, 2004 |