Инструменты | Музыканты | Полезное | Архив MP3 | stnk | cyco | Bonus |
Marshall JCM 2000 TSL 60
JCM 2000 TSL - это самая продвинутая на сегодняшний день (из массово выпускаемых) серия усилителей Marshall. В нее на данный момент входят 60- и 100-ваттные головы и комбо, в которых Marshall постарались вложить максимум универсальности, сохранив при этом характерный маршалловский звук и более чем конкурентоспособные для компании с мировым именем цены. TSL расшифровывается, как Triple Solo Lead, что означает, что усилитель этот трехканальный. То есть в нем по-честному три канала с независимой регулировкой гейна и громкости, что очень удобно при выстраивании звукового баланса при игре живьем.
Вообще различных регулировок очень много, и я не буду перечислять их сразу, а буду описывать постепенно. Сразу стоит сказать только об основных характеристиках. Итак, это 60-ваттный полностью ламповый усилитель с 4 лампами ECC83 (12AX7) в секции предусиления и 2 лампами Svetlana EL34 в секции мощности. Допускает подключение до двух кабинетов с импедансом 16 (не более одного в комплекте) и 8 ом. Импеданс выходов переключается. Имеется общий мастер-выход DI с эмуляцией кабинета и параллельную петлю эффектов с регулировкой микса и переключением уровня сигнала (адаптация под педали или рэковые процессоры). Три канала переключаются кнопками на передней панели, а также ножным переключателем. Пятикнопочный переключатель подсоединяется через разъем типа DIN и позволяет также включать/выключать петлю эффектов и ревербератор. Встроенный пружинный ревербератор имеет независимые настройки глубины для чистого и перегруженного звука. Реверберация маловата для фанатов серфа, но для Marshall она очень хороша, то что надо. Мастер-секция (то есть секция общих для абсолютно всех каналов настроек) включает в себя регулировку громкости, presence, как я уже говорил, микса петли эффектов (0 - означает практически чистый сигнал, 10 - полностью обработанный) и кнопку Deep. Deep добавляет резонанса на низах, позволяя добиться весьма глубокого звука, и (на перегрузе) рыка. Теперь можно начать по порядку. И начнем мы с главного новшества Marshall - чистого канала. Традиционно усилители Marshall считались усилителями исключительно для перегруза. Чистый звук в них был постольку поскольку (ну бывает же нужен он, например, на концерте), и обладатели Marshall с ним, скажем так, мирились, не более того. Но в сериях 2000 года (включая AVT, DSL и TSL) Marshall удалось сделать настоящий прорыв, обеспечив по-настоящему хороший чистый звук. В TSL 60 канал чистого звука имеет регулировку гейна и собственный трехполосный эквалайзер, который схематически расположен до гейна. Это очень по-фендеровски я бы сказал. В результате положение ручек эквалайзера влияет не только на окраску тембра, но и на уровень гейна и его структуру. Чистый звук у TSL 60 при небольшом гейне имеет хорошую ясность, и при этом сочность и полноту. Увеличивая гейн, мы плавно переходим в область того, что называется breakup - границы между чистым и подгруженным звуком. При этом яркость звука уменьшается. Эта особенность указана в руководстве, и там рекомендуется компенсировать это настройками эквалайзера. На поддрайвленном чистом канале просто очень здорово блюзовать. Особенно здорово, если прибавить громкости (своей индивидуальной ручки у чистого канала нет, надо орудовать в мастер-секции) и заставить секцию усиления прокачаться как следует. Пуристы классического "твидового" звука все же кривятся, мол не то оно все, однако почти со 100% вероятностью можно утверждать, что слышали они TSL через "черные" кабинеты 1960, рассчитанные на тяжеляк. А если подключить "пестрый" кабинет 1960Х c динамиками Celestion "Greenback", то вот тогда чистый канал начинает проявлять себя на все сто. Я бы охарактеризовал этот звук как нечто среднее между "твидовым" и "плекси". Разумеется на соотествующем гейне, который кстати может быть существенным. Если у вас нет проблем с тем, чтобы врубать усилок на полную громкость, то на чистом канале при максимальных гейне и громкости вполне можно играть музыку AC/DC. На мой взгляд, так будет даже лучше, более классически. Секция перегруза включает в себя два канала - Crunch и Lead. Имея, как я уже отмечал, независимые настройки громкости они делят один на двоих трехполосный эквалайзер, который схематически стоит после гейна. Поскольку при всех различиях звук на обоих каналах маршалловский, это не является какой-то проблемой. Также на работу обоих каналов влияет кнопка Tone Shift, которая существенно подрезает середину. Причем, если при отключенной кнопке убрать середину на эквалайзере, а при включенной - ее выдвинуть, это будет по тембру не одно и тоже, хотя в целом доля середины окажется примерно одинаковой. Канал Crunch начинает с достаточно четкого драйва, примерно с того же момента, где своего предела достигает полная перегрузка на чистом канале, только жестче и насыщеннее. Плавно продвигаясь по гейну мы проходим весь спектр типичного маршалловского кранча. Опять-таки, за счет громкости можно продвинуться дальше, причем гейн даже лучше сделать поменьше. Секция усиления делает звук очень плотным, и на нем вполне можно и трэшевать, при том, что стоит убрать громкость, как звук тут же покажется явно не очень-то и подходящим. Канал Lead реально добавляет не очень много гейна. Скажем так, максимум канала Crunch примерно составляет две трети от гейна канала Lead. Правда, степень гейна и насыщения на Lead выше даже в самом начале хода соответствующей ручки. На Lead можно вполне играть и ритм. При большой громкости это очень хорошо получается при крайне небольшом (на треть, не больше) гейне. Впрочем и так тоже неплохо. Если говорить о характере звука на перегрузе в целом, то точнее чем "маршалловский" звук не скажешь. При всех нововведениях, TSL 60 все же не звучит, как hi-gain'овые головы типа Soldano или 5150, или как стенобитный Mesa/Boogie. То есть, можно приблизиться к этому звуку, но только приблизиться. При этом, однако, TSL 60 имеет такой чистый звук, который и не снился Mesa/Boogie, и ритмовую плотность звучания, плохо достижимую на hi-gain'овых усилителях. Ну и стоит в полтора-два раза дешевле, конечно. Стоит отдельно поговорить про выход DI (кстати - это еще одно общее для всех моделей 2000 года новшество), который я оценил путем подключения к нему одолженного на время активного монитора. Очень здорово. Аутентично, я бы сказал. По техническим причинам не удалось проверить на записи, но сомневаться в результате не приходится. Кстати, мастер-громкость не влияет на выход DI, поэтому можно дома писаться в полной тишине. Только надо помнить, что нагрузка, то есть кабинет должна быть обязательно подключена к усилителю. DI (разъем XLR) допускает подключение как к микрофонным балансным, так и линейным балансным и небалансным входам XLR и Jack, но правильных схем распайки в руководстве, к сожалению нет (как и еще некоторой полезной информации). За это стоит попенять производителю, но это не беда, поскольку в руководстве на TSL 100, которое в формате PDF можно скачать сайта Mashall, все это есть. В качестве резюме я бы сказал так: Marshall взяли свой классический звук и его углубили и расширили. Честь им за это и хвала. И глупо было бы ожидать, что Marshall начнет в угоду моде или из каких-то других соображений жертвовать своим фирменным звучанием, ради имитации звука конкурентов. Кстати, поставив перед усилком эквалайзер, я смог радикально изменить характер звука, существенно его "примоднить". А эквалайзер - это дополнительные расходы, конечно, но на порядок меньшие, чем разница в цене между Marshall и конкурирующими "злюками". У TSL60 есть, как я уже говорил, старший брат - TSL 100. Помимо того, что у него на две лампы (в секции мощности) и на 60 ватт больше (что позволяет ему прокачивать кабинеты и секцию усиления еще круче), есть еще ряд функциональных отличий, которые могут быть принципиальны при выборе старшей или младшей модели. Даже в большей степени, чем мощность и цена (относительная разница в цене не столь велика, не в полтора и не в два раза, по крайней мере). Итак:
Александр Авдуевский, 2001 |