Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   Bonus
 
Marshall JCM 2000 TSL 60

JCM 2000 TSL - это самая продвинутая на сегодняшний день (из массово выпускаемых) серия усилителей Marshall. В нее на данный момент входят 60- и 100-ваттные головы и комбо, в которых Marshall постарались вложить максимум универсальности, сохранив при этом характерный маршалловский звук и более чем конкурентоспособные для компании с мировым именем цены.

TSL расшифровывается, как Triple Solo Lead, что означает, что усилитель этот трехканальный. То есть в нем по-честному три канала с независимой регулировкой гейна и громкости, что очень удобно при выстраивании звукового баланса при игре живьем.

Вообще различных регулировок очень много, и я не буду перечислять их сразу, а буду описывать постепенно. Сразу стоит сказать только об основных характеристиках. Итак, это 60-ваттный полностью ламповый усилитель с 4 лампами ECC83 (12AX7) в секции предусиления и 2 лампами Svetlana EL34 в секции мощности.

Допускает подключение до двух кабинетов с импедансом 16 (не более одного в комплекте) и 8 ом. Импеданс выходов переключается.

Имеется общий мастер-выход DI с эмуляцией кабинета и параллельную петлю эффектов с регулировкой микса и переключением уровня сигнала (адаптация под педали или рэковые процессоры).

Три канала переключаются кнопками на передней панели, а также ножным переключателем. Пятикнопочный переключатель подсоединяется через разъем типа DIN и позволяет также включать/выключать петлю эффектов и ревербератор.

Встроенный пружинный ревербератор имеет независимые настройки глубины для чистого и перегруженного звука. Реверберация маловата для фанатов серфа, но для Marshall она очень хороша, то что надо.

Мастер-секция (то есть секция общих для абсолютно всех каналов настроек) включает в себя регулировку громкости, presence, как я уже говорил, микса петли эффектов (0 - означает практически чистый сигнал, 10 - полностью обработанный) и кнопку Deep. Deep добавляет резонанса на низах, позволяя добиться весьма глубокого звука, и (на перегрузе) рыка.

Теперь можно начать по порядку. И начнем мы с главного новшества Marshall - чистого канала.

Традиционно усилители Marshall считались усилителями исключительно для перегруза. Чистый звук в них был постольку поскольку (ну бывает же нужен он, например, на концерте), и обладатели Marshall с ним, скажем так, мирились, не более того. Но в сериях 2000 года (включая AVT, DSL и TSL) Marshall удалось сделать настоящий прорыв, обеспечив по-настоящему хороший чистый звук.

В TSL 60 канал чистого звука имеет регулировку гейна и собственный трехполосный эквалайзер, который схематически расположен до гейна. Это очень по-фендеровски я бы сказал. В результате положение ручек эквалайзера влияет не только на окраску тембра, но и на уровень гейна и его структуру.

Чистый звук у TSL 60 при небольшом гейне имеет хорошую ясность, и при этом сочность и полноту. Увеличивая гейн, мы плавно переходим в область того, что называется breakup - границы между чистым и подгруженным звуком. При этом яркость звука уменьшается. Эта особенность указана в руководстве, и там рекомендуется компенсировать это настройками эквалайзера.

На поддрайвленном чистом канале просто очень здорово блюзовать. Особенно здорово, если прибавить громкости (своей индивидуальной ручки у чистого канала нет, надо орудовать в мастер-секции) и заставить секцию усиления прокачаться как следует.

Пуристы классического "твидового" звука все же кривятся, мол не то оно все, однако почти со 100% вероятностью можно утверждать, что слышали они TSL через "черные" кабинеты 1960, рассчитанные на тяжеляк.

А если подключить "пестрый" кабинет 1960Х c динамиками Celestion "Greenback", то вот тогда чистый канал начинает проявлять себя на все сто. Я бы охарактеризовал этот звук как нечто среднее между "твидовым" и "плекси". Разумеется на соотествующем гейне, который кстати может быть существенным.

Если у вас нет проблем с тем, чтобы врубать усилок на полную громкость, то на чистом канале при максимальных гейне и громкости вполне можно играть музыку AC/DC. На мой взгляд, так будет даже лучше, более классически.

Секция перегруза включает в себя два канала - Crunch и Lead. Имея, как я уже отмечал, независимые настройки громкости они делят один на двоих трехполосный эквалайзер, который схематически стоит после гейна.

Поскольку при всех различиях звук на обоих каналах маршалловский, это не является какой-то проблемой. Также на работу обоих каналов влияет кнопка Tone Shift, которая существенно подрезает середину. Причем, если при отключенной кнопке убрать середину на эквалайзере, а при включенной - ее выдвинуть, это будет по тембру не одно и тоже, хотя в целом доля середины окажется примерно одинаковой.

Канал Crunch начинает с достаточно четкого драйва, примерно с того же момента, где своего предела достигает полная перегрузка на чистом канале, только жестче и насыщеннее. Плавно продвигаясь по гейну мы проходим весь спектр типичного маршалловского кранча.

Опять-таки, за счет громкости можно продвинуться дальше, причем гейн даже лучше сделать поменьше. Секция усиления делает звук очень плотным, и на нем вполне можно и трэшевать, при том, что стоит убрать громкость, как звук тут же покажется явно не очень-то и подходящим.

Канал Lead реально добавляет не очень много гейна. Скажем так, максимум канала Crunch примерно составляет две трети от гейна канала Lead. Правда, степень гейна и насыщения на Lead выше даже в самом начале хода соответствующей ручки.

На Lead можно вполне играть и ритм. При большой громкости это очень хорошо получается при крайне небольшом (на треть, не больше) гейне. Впрочем и так тоже неплохо.

Если говорить о характере звука на перегрузе в целом, то точнее чем "маршалловский" звук не скажешь. При всех нововведениях, TSL 60 все же не звучит, как hi-gain'овые головы типа Soldano или 5150, или как стенобитный Mesa/Boogie.

То есть, можно приблизиться к этому звуку, но только приблизиться. При этом, однако, TSL 60 имеет такой чистый звук, который и не снился Mesa/Boogie, и ритмовую плотность звучания, плохо достижимую на hi-gain'овых усилителях. Ну и стоит в полтора-два раза дешевле, конечно.

Стоит отдельно поговорить про выход DI (кстати - это еще одно общее для всех моделей 2000 года новшество), который я оценил путем подключения к нему одолженного на время активного монитора. Очень здорово. Аутентично, я бы сказал.

По техническим причинам не удалось проверить на записи, но сомневаться в результате не приходится. Кстати, мастер-громкость не влияет на выход DI, поэтому можно дома писаться в полной тишине.

Только надо помнить, что нагрузка, то есть кабинет должна быть обязательно подключена к усилителю. DI (разъем XLR) допускает подключение как к микрофонным балансным, так и линейным балансным и небалансным входам XLR и Jack, но правильных схем распайки в руководстве, к сожалению нет (как и еще некоторой полезной информации). За это стоит попенять производителю, но это не беда, поскольку в руководстве на TSL 100, которое в формате PDF можно скачать сайта Mashall, все это есть.

В качестве резюме я бы сказал так: Marshall взяли свой классический звук и его углубили и расширили. Честь им за это и хвала. И глупо было бы ожидать, что Marshall начнет в угоду моде или из каких-то других соображений жертвовать своим фирменным звучанием, ради имитации звука конкурентов.

Кстати, поставив перед усилком эквалайзер, я смог радикально изменить характер звука, существенно его "примоднить". А эквалайзер - это дополнительные расходы, конечно, но на порядок меньшие, чем разница в цене между Marshall и конкурирующими "злюками".

У TSL60 есть, как я уже говорил, старший брат - TSL 100. Помимо того, что у него на две лампы (в секции мощности) и на 60 ватт больше (что позволяет ему прокачивать кабинеты и секцию усиления еще круче), есть еще ряд функциональных отличий, которые могут быть принципиальны при выборе старшей или младшей модели.

Даже в большей степени, чем мощность и цена (относительная разница в цене не столь велика, не в полтора и не в два раза, по крайней мере). Итак:

  • У TSL 100 нет мастер-громкости, зато есть своя независимая ручка громкости на чистом канале. Не очень удобно, так как, чтобы просто снизить общую громкость, придется крутить все три ручки сразу. Это, правда, не лишает вас возможности "тихо" подключаться через DI, так как TSL 100 имеет кнопку Output Mute, отключающую преамп от секции мощности. Это тем не менее, не снимает необходимость в подключении нагрузки.
  • Чистый канал имеет кнопку Mid Boost, что позволяет добиться большего на нем драйва.
  • Чистый канал имеет свою независимую кнопку Deep
  • Читый канал имеет свою независимую петлю эффектов и регулировку микса
  • Каналы Lead и Crunсh имеют независимые трехполосные эквалайзеры.
  • Имеется кнопка VPR (Virtual Power Reduction), которая позволяет достичь насыщения ламп мощности при небольшой громкости. Этакий встроенный Power Brake с фиксированной настройкой.
  • Имеется отдельный выход для кабинетов с импедансом в 16 Ом, и два переключаемых выхода 4/8 Ом. Подключение трех кабинетов не допускается.
А в целом общий характер звука этих усилителей очень близок, что вполне естественно.

Александр Авдуевский, 2001