Инструменты | Музыканты | Полезное | Архив MP3 | stnk | cyco | Bonus |
RICKENBACKER 325
На заре развития электрогитарной индустрии было очень много разных гитарных фирм, успешно занимавшихся выпуском гитар для самых продвинутых музыкантов того времени. Было это очень давно (лет 40-50 назад) и с тех пор очень многое в гитарном мире изменилось. Часть фирм тех далеких лет канули в никуда. А те, что остались "на плаву" и по сей день - они разделились на две очень неравные группы: Первая группа - это вечно современные гитары, актуальность и популярность которых ничуть не снизилась по сравнению с теми годами - эти инструменты и сейчас востребованы очень широкими слоями гитаристов. Речь конечно идет о двух культовых гигантах - Gibson и Fender. Вторая группа - это инструменты, которые предназначены исключительно любителям vintage стилей музыки и жизни вообще. Этакие ретро-гитарки, которые лет 40 назад успешно конкурировали с Gibson и Fender по объемам продаж а ныне они идут где-то в третьем гитарном эшелоне, ничего в принципе не имея кроме "прошлых заслуг" поскольку ныне из гитаристов-звезд на них почти никто не играет. Старые заслуженные гитарехи время которых прошло - пылятся они на задворках истории, совсем неподходящие под современные стили музыки и способы игры. К этой второй группе отностся Gretch, Danelectro и.. конечно же Rickenbacker. И вот, напрягнувшись из последних сил в попытке вспомнить кого-нибудь с Rickenbacker... ничего не приходит в голову кроме John Lennon и его веселых Beatles. Конечно надо учитывать, что в то время групп подобных Beatles по стилю было тысячи и гитарок Rickenbacker было у них в руках тоже достаточно. Где же они сейчас? Где их беззаботная музыка и нехитрые трехаккордовые гармонии. Все унесло в черную дыру, называемую прошлым. Остались только архивные фотки и фильмы с Beatles. А точнее с Beatles и Rickenbacker. И с Vox конечно на фоне. Легенды. Так вот, речь, сейчас, пойдет о модели Rickenbacker 325 - самой "битловской" гитарехе на свете. Это, конечно, не значит, что Beatles были бедными людьми и у них была только одна эта гитара. У них были и другие модели Rickenbacker, но 325 считается основной. Выпускать эти гитары стали в конце 50-ых годов (1958/59) и делают до сих пор. Модель стала одной из основных у Rickenbacker и базовой для выпуска многих других гитар. Ныне ее выпускают в трех модификациях:
Сразу, что откладывается в голове при первом же взгляде на Rickenbacker 325 - это удивительная способность всех старых гитарных фирм "идти своим путем". В отличие от большинства гитар сравнительно молодых фирм, инструменты фирм типа Rickenbacker, Gretch, Danelectro имеют свое собственное неповторимое лицо. Эти гитары не являются закосами под что-либо (типа стратов, лесоплов, телеков и т.д.) - у них все свое уникальное. Бридж, звукосниматели, их система установки, ручки, форма корпуса и головы грифа, сопсоб установки грифа - во всем чувствуется независимость и свобода. - все вплоть до "мельчайшей мелочи" сделано как-то "по-своему". Одним словом, если какой-нибудь Washburn можно спутать с Ibanez или Jackson, какой-нибудь Schecter может быть очень похож на Fender, а что-то из ESP может копировать Gibson, то вот Rickenbacker или Danelectro Вы не перепутаете ни с чем. Разумеется такая свобода не может не вызывать уважения. Но это все лирика, а теперь ближе к гитарам. Я беру у в руки 325v59 и начинается оно самое - "погружение в новизну". Во-первых мензура. Она на 325 необычайно мала. Если обычные 25,5 дюймов (около 65 см) "фендеровского стандарта" кажутся весьма ощутимо большими при переходе на "гибсоновские" 24,75 дюймов (около 63 см), то представьте, что я должен чувствовать на "рикенбакерской" мензуре 20,75 дйюма (около 53 см). Гриф (из клена) кажется невероятно маленьким. Лады расположены настолько кучно, что кажется будто поставив указательный палец левой руки на первый лад, мизинцем можно дотянуться до 12 лада. Прямо таки детская какая-то гитарка. При этом на грифе сами лады очень тонкие и низкие. А поверхность палисандровой накладки на гриф покрыта лаком. Обычно такие "пролаченные" но только из клена встречаются на некоторых Fender, а вот палисандровая накладка покрытая лаком - такое я видел впервые. В сочетании с низкими тонким ладами такая накладка позволяет очень легко скользить пальцами по поверхности грифа. Я имею в виду всякие легатные фишки в духе слайд (slide) пальцами. Особенно здорово это получается на всяких аккордах. К примеру беру я во второй позиции обычный аккорд с барре F# на всех шести струнах и потом очень плавно скольжу его куда-нибудь к 10 позиции. И все получается очень легко и расслабленно. Само собой как по маслу. Такой гриф очень хорошо подойдет для аккомпанимента аккордами. Мензура маленькая (минут через 40 я к ней привык и неудобств не чувствовал) - с такой мензурой удобно зажимать и менять аккорды, требующие всяких там растяжек пальцев и быстрых смен позиций. Тем более гриф очень "скользкий", как я уже говорил. То есть для вокалистов, которые поют и подыгрывают себе на гитаре (типа John Lennon) это очень удобный гриф. Струны, кстати, на 325 устанавливаются самые толстые какие только бывают. Я затрудняюсь назвать размер, поскольку не могу определять его "наощупь", но более толстых струнн я никогда не видел. Третья струна разумеется с оплеткой. Такие струны весьма актуальны для маленькой мензуры, ибо тонкие струны на такой мензуре будут просто висеть словно "сопли на заборе". А вот толстые создают хорошее напряжение. Такое хорошее, что чтобы сделать бенд или вибрато надо напрячь пальцы раза в два сильнее чем обычно на мензуре типа fender со струнами "0.010 первая". Такое натяжение, кстати очень хоршо вписывается в придуманную нами для Rickenbacker 325 концепцию гитары для игры аккомпанимента аккордами. Струны дают очень хорошую отдачу и атаку, а бенды при такой игре не требуются абсолютно. А теперь про корпус. Он сделан из клена. Материала в большей степени используемого в гитарной промышленности для грифов, либо для верха краснодеревых корпусов гитар типа Les Paul. Rickenbacker сделали корпус целиком из клена. И причем сделали это совсем не тривиально. Корпус внутри имеет пустоты как полуакустика типа Gibson ES-335. Однако резонаторных отверстий на корпусе Rickenbacker 325 нету. Необычная особенность этой гитары, то что "крышка", прикрывающая основания с пустотами находится не сверху корпуса как на большинстве подобных гитар, а снизу. Что дает такой корпус в плане звука? Да в принципе ничего сверхестественного. Чуть больше хорошо "приакустиченного" саунда. Вообще чистый звук очень хороший и приятный. Много атаки и сустейна. Очень хорошо выделен весь спектр частот - низы, верхи, середина. Звучание очень похоже на звучание больших джазовых полуакустик. Толстые струны это впечатление только усиливают. На Rickenbacker 325 стоят три звукоснимателя. Это синглы неповторимого "рикенбакерского" дизайна. В звучании мне они показались очень близкими к "гибсоновским" P-90, но только более сбалансированными и с более широким диапазоном воспроизводимых частот. Звук у Rickenbacker очень упругий и тугой, с отдачей и мощью. Сначала я "сдуру" врубил Rickenbacker в маршаловский стэк (голова и кабинет 4x12). Ничего хорошего не получилось. Звук был мутный, неконкретный и он постоянно куда-то уплывал от меня. Приходилось постоянно делать погромче. А вот когда я подключился в Orange а потом и в Vox, - тогда Rickenbacker зазвучал "по-фирменному". Уж очень хорошо получались у него разного рода аккордовые штучки в дворово-битловском стиле. Аккорды с одной стороны были очень читаемы (каждая струна слышна) а с другой стороны каждый аккорд звучал очень монолитно как одна клевая мощная нота - ничего не распадалось и не было никакой каши, как часто это бывает при аккордовой игре на электрогитаре. При этом типичного какого-то хруста и песка на высоких частотах , присущего акустикам с металлическими струнами или разного рода страто/теле подобным гитарам - этого ничего не было. Более того, врубившись с бас-гитарой и барабанами Rickenbacker зазвучал еще клевей аккордами. При соло-игре он был вполне обычен и работал средненько. А вот в качестве ритм-гитары идеально. Когда я попробовал включить перегруз, то какого-то забоя и экстермала конечно же не получилось. Все таки синглы. Однако, эти синглы почти не фонили (фон не больше обычных PAF-хамбекеров) и выдавали весьма приличное поп-роковое звучание. Но опять таки аккордами. Шестиструнные аккорды очень приятно звучали с distortion - этакий легкий поп/брит-поп в духе Pretenders, Blur, Oasis, Blondie, B.Joel и т.д. В принципе разного рода альтернатива и грандж также клева звучали на этой гитаре, поскольку distortion не бил через край и все нотки в аккорде читались очень хорошо. Кстати, еще одна фишка в пользу теории о гитаре для ритм-игры. Гриф вклеен в корпус таким образом что над плоскостью корпуса он возвышается весьма значительно, чуть ли не на пару сантиметров. Cсоответственно, струны над корпусом тоже весьма высоко располагаются и в тоже время свободного пространства под струнами нету - все занято звукоснимателями. Поэтому как-то особо технично что-то там вырезать на такой гитаре большинству людей будет не очень удобно, а вот молотить ритм аккордами (опять про аккорды..) самое оно. Одним словом, подводя итоги моего знакомства я этой гитарой выводы таковы - идеальная гитара для ритм-гитариста в нетяжелом стиле. Прекрасно сочетается vintage ламповыми комбо класса "А". Конечно стоит немного дороговато (около 1500$), хотя для профессиональной гитары да еще и vintage это не какая-то ломовая цена.
Совсем другое дело много ли сейчас таких неамбициозных ритм-гитаристов, согласных ограничится только ритмом? Мне кажется таких немного, люди учатся играть и им хочется больше возможностей. А вот John Lennon был умницей. Возможно он и не был самым техничным и сообразительным как гитарист, но вот, что касается звучания, то тут, как мне кажется, Rickenbacker и Vox- идеальное сочетание для легкого рока, каким по жизни были Beatles. Текст и фото - Сергей Тынку, 2001 |