Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   Bonus
 

В погоне за звуком

Производители гитар, которые мы любим, всегда ищут «крючок», чтобы создать у потенциального покупателя мотивацию для покупки именно их инструментов. За последние 20 с лишним лет часто используемым термином стал ЗВУК. Надеюсь, то, чем я поделюсь с вами здесь, развеет многие мифы и сбережет вам несколько баксов. Видители, я не пользуюсь преувеличениями, я пробую новый подход – я пробую использовать честность, я ничего не скрываю, я покажу вам ту часть, которая обычно скрывается и расскажу вам правду.

Здесь приводится часть продолжающейся дискуссии, в которой я участвую на телекастеровском форуме www.tdpri.com. Приглашаю вас посетить форум и принять участие в беседе.

Поиск исключительного звука очень похож на поиск горшка с золотом на конце радуги. Чем ближе подходишь – тем дальше он кажется. Причина в том, что здесь очень много важных переменных, которые редко учитываются. Не у многих гитаристов есть понимание того, что задействуется после удара по струне и попаданием звука в ухо.

Дерево, тип покраски, марка звукоснимателя, провод, которым намотан звукосниматель, провод, которым спаяна электроника, марка электронных компонентов, насколько плотно сделан карман для грифа и т.д., и т.п. – считается, что все это имеет существенное влияние на ЗВУК гитары.

Замечание для ученых: я обсуждаю общие тенденции. Я знаю, что существуют исключения, но вообще-то говоря это реальная жизнь.

Во-первых, ЗВУК регулируется такими ручками на большинстве гитар и усилителей. Обычно он изменяется электрическим путем, поскольку относится к усиливаемым инструментам. Покраска, конструкция и другие компоненты, идущие на создание гитары, создают ГОЛОС, а не звук гитары. Этот голос не изменить простыми методами. Разве что гитарных дел мастер … хотя продвинутый любитель тоже может существенно изменить голос гитары, но сейчас мы не об этом…

И конечно, полиуретан и/или нитра изменяют голос гитары или резонансные акустические характеристики, но, уверяю, эти вариации настолько незначительны, что в слепом тесте с одинаковыми гитарами практически никто не будет в состоянии их различить.

Наверное, вы заметили, что на пути сигнала от струны и до отражения эха от задней стены помещения, где вы играете, есть еще кое-что. Эти «кое-что» могут в определенной степени влиять на звук, и, пожалуй, каждое из них изменяет стандартный «голос». Это так, если только вы не изображаете из себя парней, пишущих рекламу гитарных шнуров из бескислородной меди, или диффузоров для динамиков с графитовой пропиткой, или настоящих винтажных ламп для усилителя, или струн, или порожков или, или, или…и т.д., и т.п. У тебя ведь есть сетевой кондиционер, не так ли? Потому что обычные старые 220 вольт не так приятно звучат как кондиционированные 220…! Мужик!!!! Найди настоящего инженера по электрике или по акустике и расскажи ему об этом…. Ф.Т. Барнум был прав…

Как насчет таких простых вещей как акустические свойства помещения, в котором вы играете и того подзвучен ли ваш комбик референсным конденсаторным микрофоном «Зеннхайзер» или перенасыщенным по басам «спецмикрофоном» из «Чипа и Дипа» за 1000 рублей? Так вот, разница между ними и составит ту огромную разницу в «голосе».

Во многих клубах открытые микрофоны и, конечно, куча гитаристов, все играют максимально громко. Не снятый микрофоном звук от всех этих усилителей МОЖЕТ передаться на 3 метра до микрофона вокалиста и быть переусиленным через порталы, также влияя на восприятие «ГОЛОСА». Я уверен в том, что многие из вас записывались в студиях, где различные исполнители и их инструменты изолируются друг от друга именно по этой причине. Имейте также в виду, что звукозаписывающая студия по сути безэховое (анехоическое) помещение. Поэтому и навешаны все эти одеяла и фиберглассовые панели.

Поэтому моим заклинанием является ПРАКТИКА. Потому что даже с очоень плохой аудиосистемой великий гитарист может всех удивить, тогда как средней руки гитарист – просто середнячок, ну и плюс какое-то влияние на его игру - хорошее или плохое – оказывает его система.

Ну, вернемся к теме…. Замечали ли вы, что какое бы звуковое оборудование ни тестировалось, это происходит в безэховом помещении? Это означает, что оно не только звуконепроницаемое, но звук также не отражается от внутренних поверхностей комнаты. Теперь сделайте две полностью идентичные (таких не бывает) гитары – одну с нитро покрытием, другую с полиуретаном. Для чистоты эксперимента протестируйте их в безэховой камере, чтобы не было влияния внешних источников, и сделайте акустический замер достаточно качественным спектроанализатором. Хотя ВЫ можете заметить существенную разницу, это будет лишь игрой вашего воображения. Ой, закройте рот. То ли еще будет.

Почему игрой воображения? Из-за психосоматических влияний, которыми нагружен ваш мозг. Это значит, что если вы ожидаете услышать разницу – вы ее услышите. Вот почему ВСЕ честные аудио сравнения производятся вслепую.

Вообще-то, любой сравнение, использующее одно или более наших чувств, должно проводиться вдвойне вслепую для получения достоверных данных. Это означает, что производящий тест не знает какое оборудование сейчас используется и также об этом не знает и слушатель. Таким образом, нет зрительного влияния на ту часть, которая производится слуховым аппаратом, потому что красивое, или экзотическое, или супер модерновое оборудование всегда звучит лучше, чем убогонькое и замызганное. Здесь также нет влияния со стороны проводящего тест типа: «Ну, а теперь послушаем эту старенькую гитару с полиуретаном. Скажите, что вы думаете об этом куске г…?» Мужики, так бывает. Только послушайте что льет продавец в этом Мегагитарном магазине, когда он восхваляет ту новинку, что хочет вам впарить, и как он уничижает классику, которую вы реально хотите купить.

Мой опыт 80-х относится к эзотеритескому аудио. Я имею в виду то, что по сути было проигрывателем и сопутствующей электроникой, но стоило как экзотический спортивный автомобиль. Я участвовал в двойном слепом тесте референсных мониторов. Ну да, тех самых «лучшая покупка». Самыми дорогими и самыми высокорейтинговыми были мониторы Wilson Audio. Эти заразы стОили 20 000 за пару (это в 80-х!) и они выступали против скромных Magneplanar MG III за 1500 баксов. Когда тестирующие могли видеть то, что играло в настоящий момент, то огромные и прекрасные Wilson побеждали каждый раз. Но в слепом тесте Maggi разрывали Wilson раз за разом. То же самой и сейчас. Красота побеждает каждый раз. Да и конечно, Wilson были размером с небольшой автобус и давили на клиентов своим видом.

Вернемся к теме. Возьмем опять те две идентичные гитары, одну с нитрой, другую с полиуретаном. Выкрутите на одной из них громкость чуть-чуть больше – и все! Та, которая звучит громче «звучит» лучше. Такое изменение в уровне звука может быть вызвано чем угодно, находящимся между медиатром и звуком, отраженным стенами комнаты. Подсевший конденсатор, сгоревшее сопротивление, жвачка на одном из джеков, «холодная» пайка в 55-летнем «Блэкфэйсе» - все это может заставить гитару звучать громче или тише инструмента, с которым ее сравнивают.

Помните, это всего лишь верхушка очень сложного акустического, электронного, архитектурного, психологического расчета, предоставляющего конечный продукт в виде звука. А я еще даже не упомянул о мультимиллионных цифровых установках, используемых в нарезке мастер-дисков, их ремиксе, переводе их в CD… и, кстати, на чем вы их проигрываете и через что слушаете?

Теперь из уважения к тем, кто просто не может без гитары с нитрой, спецдатчиками и пр. Давайте! Музыка – это очень эмоциональный и психологичный процесс, и на первом месте стоит любовь к вашему инструменту, на котором вам лучше всего играется. Если вам хочется сделанный из мазонита Danelectro 1962 г. с такими узенькими звучками типа губной помады – лучше купите его, поскольку это ТОЧНО повлияет на ваши выступления. Кто там, U-2 на этой штуке играет?

Мужик, жизнь – она сложная штука. Разве что ты умеешь играть… Знаешь, никого не колышет оборудование, на котором играет настоящий артист. За исключением грузчиков. И так, на заметочку про акустические инструменты (а электрогитара такой же акустический инструмент, как скрипка Страдивари): самое лучше покрытие – это отсутствие покрытия. Между этим и защитой инструмента надо найти несколько компромиссов.

Кто сказал, что на Страте Стива Рэй Воэна не было лака? Пойди посмотри. Там еще кое-что осталось неободраным. Как только ты видишь рекламу, рассказывающую о специальном, уникальном покрытии – знай, что основная, главная цель ее размещения состоит в том/, чтобы заставить тебя купить это. Неважно, будь то вручную нанесенное тампоном покрытие, вручную напыленное нитрой, механическим способом нанесенная разогретая жевательная резинка или мастер нашел 200 литровую бочку лака, использовавшегося Страдивари в 18-м веке – все это для ускорения продаж. Помни правило торговли № 101.

Некоторые гитарные мастера понюхали достаточно древесной пыли, поэтому они игнорируют все изложенные выше аргументы, влияющие на звук, и думают, что их гитары – панацея электрогитаростроения. Но помните о том, что говорилось ранее – о психологическом влиянии, которое может влиять на объективность.

Ранее мы обсудили как много существует переменных в аудио цепи, начиная от удара по струне до отражения усиленного звука от стены помещения, в котором гитара играет. Поскольку я пытался быть кратким (что для меня совершенно невозможно), я не упомянул о некоторых других переменных, которые надо принять во внимание при слуховой оценке.

Прежде всего – это уши, и какой «тон» (вообще-то «голос») ищет тот персонаж, частью которого эти уши являются.

Проблема для всех нас – я имею в виду всех – заключается в том, что мы преступным образом издеваемся над этими двумя самыми важными компонентами во всей звуковой цепи. Если бы мы во время игры вставляли беруши – это было бы одно. Но, знаешь, я не припомню случая, чтобы я видел гитариста с ними.

Поскольку уровень звукового давления (SPL, выражаемый в децибелах или db) на ушах обычного гитариста, играющего в любой обстановке, превышает 110 db, нарушения слуха происходят почти с самого первого выступления. Конечно, мы все молоды, мы это знаем, мы непобедимы, поэтому мы плюем…продолжаем играть и выкручиваем гейн побольше.

Я не знаю возрастов читателей этой диссертации, но могу поспорить, что те из вас кому за полтинник, уже получили постоянный звон в ушах. Часто причиной тому становится громкий шум, например, выкрученный на всю катушку усилитель. Но это и четкий показатель поражения органа слуха на любой из сторон вашей головы.

А теперь возьмите испорченную пару ушей и постарайтесь определить у какой гитары голос лучше. Это будет трудная задача. Вот пример того, что может случиться…

Еще в 70-х здесь в Джексонвилле (город в штате Флорида – прим. пер.) музыкант мирового класса получил контракт, за который и умереть было не жалко, с фирмой Columbia. Они хотели, чтобы он спродюсировал альбом и сам записался на нем (еще до CD). Он записывался здесь в Джексонвилле, на студии звукозаписи, где я бывал много раз. Ее владелец – мой друг – попросил меня послушать готовый мастер-диск. Это была великолепная музыка, но звук – отстой. Слух музыканта был нарушен, а он, как вы помните, был и продюсером. Все было с такими задранными верхами, как будто коты орали под скрежет своих же когтей по классной доске.

Ситуация такова, что когда ты придешь в тир, за неношение защиты органов слуха твою дурью башку выкинут оттуда. Наймись на работу в шумных условиях - неношение защиты органов слуха тебя тут же уволят. Но… мы все такие крутые, стоим на сцене в исключительно опасной обстановке и продолжаем убивать свои уши великой музыкой.

Итак, если твой слух хромает, ты не в состоянии дать рациональное заключение что же звучит хорошо, не так ли?

Музыканты готовы платить тысячи за новый усилок, за 4-й, 5-й, но не сбросятся по сотне за проверку слуха. На это остается сказать «гм-м-м…»

Итак, переменная номер один – можешь ли ты услышать то, что пытаешься услышать? Не забудь про психосоматический эффект ожидания.

Следующее, что надо иметь в виду: в мире научных оценок и прослушиваний для определения звуковых вариаций на примерно одном уровне громкости может ли звуковое оборудование переключиться в течение нескольких секунд. Иначе уши не смогут точно определить разницу потому, что ваш процессор, ваш мозг, автоматически подстроит систему распознавания этих нюансов в течение всего нескольких секунд.

Вот визуальная аналогия того, что происходит. Приходилось видеть фотографию сделанную при свете обычных ламп накаливания? Уверен, что да. Они Оранжевые, Оранжевые…Или фото при свете люминесцентных ламп – зеленые до «не могу». Но ты думаешь: «Я там был и там не было оранжево. Что за на фиг? Может, эти ребята в лаборатории напортачили…» Ну, не совсем… Это твой мозг внес цветокоррекцию так жк, как когда уши слышат разные аудиоисточники с одинаковым материалом.

О, я слышу вы вздыхаете… Да, если две разные гитары играют на совершенно разных уровнях громкости или с разными установками тембра, то вы запомните разницу, и она будет очевидной, но я говорю о сравнении лоб в лоб с примерно одинаковыми установками. Для определения «ЛУЧШЕГО ГОЛОСА» гитары надо еще, чтобы они играли с максимально близким уровнем громкости насколько это возможно.

Если вы думаете, что я дурак, попробуйте провести маленький эксперимент. Сядьте напротив относительно приемлемой стереосистемы всего лишь с двумя динамиками. Проиграйте какую-нибудь музыку и попросите 2 друзей поносить колонки вокруг. Вы сразу же заметите разницу в звучании, и вы будете слышать как меняется звук по мере движения колонок. Теперь вернитесь в начальную позицию, поиграйте музыку несколько секунд. Выключите ее и переместите колонки. Включите музыку снова…и слушайте. Ваше восприятие скажет, что она звучит так же. Не сходите с ума – это ваш мозг внес автокоррекцию.

Я не хочу никого сбить с пути за тем лучшим, что он может себе позволить потому, что, как я упомянул ранее, психосоматический эффект, лежащий на ваших плечах, делает всю разницу. Вспомните пример с Danelectro.

Исповедуюсь: я люблю нитру, мои личные гитары – это все Fender (ну, квази-Fender), покрытые винтажным нитро по винтажному рецепту с винажными звучками. У них внутри даже тряпочные провода, и я знаю, что это все ни фига не значит, если говорить о конечном результате, но меня корёжит от мысли о гитаре, покрытой полиуретаном с проводами в пластиковой изоляции. Черт, я не могу даже смотреть на деколь с серийником на башке у новодела. Откуда оно взялось?

Мой совет (иногда непрошенный), который даю в течение уже многих лет: прежде чем принять решение, которое будет стОить вам многих баксов, будьте чертовски уверены в том, что вы принимаете решение на основании информации. Единственный путь, которым можно этого достигнуть – переварите как можно больше информации и (это важно) не спорьте по ее сути. Обдумайте информацию, проверьте ее (никто не знает всего на свете), а потом действуйте.

Если ты сможешь сделать это объективно – ты будешь на-а-амного счастливее от своей покупки, и ты будешь полностью понимать те переменные, которые привели тебя к принятию решения о покупке.

Большинство продаж «супер» оборудования такого как гитары, камеры, эзотерическое аудио и т.д. увеличиваются за счет слухов, часто усиливаемых амбициозной рекламой. Такая реклама пишется со специальной целью на законных основаниях сказать об одном, в то же время склоняя читающих рекламу прийти к совершенно иному заключению.

Эзотерическое радио – всемирный пример этого. Я был частью этой культуры еще до появления кабелей Monster. Тогда, где-то в конце 70-х все, что у нас было – это провода сечением 3 мм2 (12 gauge), идущие к колонкам. Вскоре после этого Марк Левинзон (Mark Levinson) представил бескислородные провода сечением 13 мм2 (Oxygen Free 6 gauge). Эти штуки стОили по сотне баксов за штуку. Чтобы не отстать другие производители кабелей представили многожильные, плоские многожильные, коаксиальные и какие только можно себе представить конфигурации меди, идущей от усилка к колонкам. И стало возможным потратить несколько тысяч долларов за штуку и так и не получить «лучше всех звучащие», если верить рекламе.

И вот я помню, как я был на «объективном» тесте. Мы сравнивали добрый старый кабель промышленного образца сечением 2 мм2 с кабелем Levinson за сотню долларов. Черт бы меня побрал, если кабель за сотню не звучал лучше, намного лучше. Конечно, никто из нас ничего не знал о психосоматическом эффекте созерцания простого коричневого шнура от настольной лампы рядом с прекрасно изготовленным кабелем от Mark Levinson. Даже сам вид изготовленных на шведском станке джеков заставлял думать об установке колонок задом наперед, чтобы было видно эти джеки. Помните: красота всегда побеждает.

А теперь что было на самом деле. 2мм шнуры обладают более высоким сопротивлением на погонный метр, чем намного более толстые Levinson, поэтому между ними была разница в SPL как минимум в 0,2 db. Поэтому Levinson, обладая меньшим сопротивлением, давали возможность усилителю качнуть спикера чуть сильнее – не настолько уж ощутимая разница по громкости, но достаточно, чтобы ее заметить.

Другой приме в погоне за ЗВУКОМ, скажем, замена бриджа или чего угодно тоже в значительной степени сопровождается этой проклятой внутренней психологией. Представь, что ты в течение часа сушил себе мозги, меняя бридж, перенастраивая гитару (конечно, если ты хоть что-то знаешь об отстройке гитары), ты выдержал ее в течение нескольких часов, чтобы все устоялось, опять ее подстроил и ударил по струнам…Ты хоть на минутку подумал, что большинство из тех, кто занимается такой работой скажет: «Ну, блин, отстой!» Никогда. Они будут говорить о значительном улучшении Голоса, но фактически потребуются недели, чтобы прийти к объективному заключению, поскольку они слышали ее в совершенно разных условиях. У профессионального гитарного мастера, когда он слышит такие вещи, приходит на ум одно слово: «любитель».

Вот еще что может влиять на окончательную оценку голоса. Я забыл, ты сильно лупишь по струнам? Ты выбиваешь из нее всю дурь, когда играешь, или ты исповедуешь мягкий стиль в духе Чета Аткинса? Что у тебя за струны? Ты купил лопату и воткнул ее в комбик, купленный за 1500 руб. на распродаже? Ё! Тут столько надо принимать во внимание… Иди лучше репетируй! Как я уже говорил в другом топике, Джордж Бенсон (George Benson) считается в клубе элитных гитаристов лучшим. Но он репетирует по 6 часов в день. А ты в эти выходные сколько репетировал? Ты хочешь стать гитаристом или тем, чем ты занимался в эти выходные? Как ответил музыкант на вопрос заблудившегося в Нью-Йорке человека «Как попасть в Карнеги-холл?» - «Занимайся, мужик, репетируй!»

Поэтому, пожалуйста, все … - не покупайте барахло, потому что это … ну, барахло. Но и не покупайте то, что подается навязчивой рекламой, потому что это – Г…о. А тот, кто был на ферме знает – г…о смердит.

перевод - NeCaster
источник - http://www.ronkirn.com/quest.htm