Инструменты | Музыканты | Полезное | Архив MP3 | stnk | cyco | Bonus |
Куда пойти учиться ? Многие из тех , кто решил посвятить свою жизнь гитаре или просто научиться хорошо играть, не редко сталкиваются с затруднением в выборе способа обучения гитарному искусству. Речь идет о предпочтениях в плане того или иного преподавателя либо музыкального учебного заведения. В этой статье я постараюсь помочь Вам в этом важном шаге. Для того, чтобы сделать правильный выбор, нужно, прежде всего, чётко определить поставленные задачи. Здесь имеют значение ваш уровень владения инструментом, знания в области музыкальной грамоты, стиль или стили, которые вам ближе всего и т.д. В конце концов, может быть вы просто хотите получить какой-нибудь диплом, подтверждающий ваше отношение к музыке. Не зависимо от Вашего выбора (преподаватель или музыкальное учебное учреждение) - и в том, и в другом случае есть и свои плюсы, и свои минусы. В музыкальных заведениях вы будете иметь дело с несколькими преподавателями, каждый из которых отвечает за свою дисциплину (специальность, сольфеджио, муз.литература, гармония, ансамбль и т.д.). Как правило, это должны быть высококвалифицированные специалисты, но очень часто бывает совершенно по-другому. Иначе говоря, педагогу не мешало бы и самому подучиться не только в его специализации, но и в правильном подходе к преподаванию. Ведь хороший музыкант не всегда может быть хорошим педагогом. В результате, из подобных, посредственных муз. заведений, выпускаются посредственные муз.специалисты, которые потом, используя свой диплом, становятся посредственными или плохими муз.учителями. Исключением в подобных ситуациях являются самородки, талант которых не может испортить ни одно учебное заведение. Статистика показывает, что таких, на 100 студентов, попадаются трое или четверо. Связано это с тем, что, начиная примерно с 1995 года, перестал существовать конкурсный отбор. То есть, он как-бы есть, но его как-бы и нет. При имеющейся возможности оплатить обучение в музыкальном учебном заведении, можно считать, что вы уже учитесь, независимо от ваших способностей и таланта. Стоимость обучения при этом колеблется в пределах от 600 до 2500$ в год, в зависимости от популярности того или иного заведения. При этом Вы получаете строго нормированные уроки - 45 минут. Никакого индивидуального подхода и каких-либо выходящих за рамки программы знаний преподаваться не будет. Хотелось бы отметить, что теория в учебных заведениях преобладает над практикой в пропорции сто к одному. Учителя по сольфеджио, муз.литературе и гармонии тут практически плохими не бывают. Другое дело, что ждать вас никто не будет, если вы не успели что-либо усвоить. Заинтересованность у педагогов минимальная, да и откуда ей взяться, если их труд не оплачивается достойно. Таково положение дел в официальных музыкальных учебных заведениях. Теперь поговорим о частных уроках. Частные преподаватели в нашей стране тоже в большинстве своём оказываются некомпетентными по большому счету. Обычно это происходит при очень низкой плате за обучение. Не поддавайтесь на дешевые посулы - если преподаватель даёт урок за цену банки пива или за пачки сигарет, это означает, что он не особо ценит свои преподавательские возможности, а точнее просто занимается не своим делом. Может быть кто-то из таких "а ля преподавателей" и может вас удивить парой "круто" сыгранных фраз, но это все впечатлит Вас только потому что Вы и этого не умеете и вам всё по-первости кажется в новинку. В последствии такого обучения вы не потеряете много денег, но потеряете время. Будьте внимательны. К минусам частной преподавательской деятельности относится то, что один педагог не в состоянии дать вам полной информации по всем дисциплинам. В частном обучении, как правило подразумевается одна дисциплина - специальность, а также возможно поверхностное обучение нотной грамоте. Если один педагог пытается охватить в преподавании все дисциплины, то это не приводит ни к каким результатам. Может быть и бывают исключения, но я с таковыми не встречался. Хороший преподаватель хорошо может знать только одну дисциплину. Не обольщайтесь на предложения узнать "сразу все". Профессиональный подход к обучению виден сразу. Если речь идет о специальности рок-гитариста, то, во-первых, вас заставят столкнуться с метрономом при игре любых упражнений, фраз и композиций. Во-вторых, работа с миди-файлами, секвенсорами или профессиональными фонограммами, чтобы вы сразу привыкали к реальной работе в студиях и на концертах. В-третих, параллельное обучение всеми принципам и техническим приемам игры, такими как стакатто, легатто, арпеджио, рифы, хэмер-он и т.д. в зависимости от выбранного стиля. В общем должна присутствовать определенная культура во всём том, что вы будете исполнять и в том как это будет вам преподноситься. Занятия по специальности должны проходить строго в индивидуальной форме. Избегайте коллективной формы преподавания. Исключением являются мастер-классы, которые в большей степени относятся к лекциям, а не к урокам. Хотелось бы сказать пару слов и о американской системе обучения. Предположим в "Беркли" система обучения принципиально отличается от многих других. Начнем с того, что в зависимости от вашего уровня владения инструментом, вас могут сразу взять на соответствующий курс. Если вы с "нуля" поступаете в Беркли, то в первый год обучения основной упор ставится на технику игры. Немыслимое количество часов вы должны играть гаммы, арпеджио, рифы и т.д.. Конечно вы должны иметь представление о нотах, чтобы уметь разбирать то или иное анализируемое произведение (речь не идет о мгновенном чтении листа). Такие дисциплины, как гармония, сольфеджио, импровизация и многие другие, затрагиваются гораздо позднее - то есть тогда, когда вы достигните определённого технического уровня. Такая система преподавания имеет огромное преимущество, хотя бы в том, что "ваши мозги не засоряются" никакими другими дисциплинами раньше времени. Вы должны только играть, играть и играть. Думать и понимать то, что вы играете, вас тоже научат, но позже. Проще говоря, после первого года обучения, вы превращаетесь в безошибочную МАШИНУ по исполнению всех технических фраз, гамм и приёмов игры, на музыкальном инструменте, который вы выбрали. Периодически, в Беркли приглашаются известные музыканты для проведения лекций и мастер-классов. Надо отметить и то, что многие из приглашаемых знаменитостей зачастую сами не знают ни одной ноты, да и вообще с музыкальной грамотой знакомы поверхностно, но это не мешает им преподавать. Одним из примеров является известнейший в мире басс-гитарист Билли Шихен, который на лекции так и говорит: "... я не знаю куда ведёт та или иная гамма, но это не помешает мне научить вас играть.....". До недавних пор не знал нот и Пакко Де Люссиа... подобных примеров много, но эти примеры применимы к тем самородкам, о которых я писал выше. В большинстве случаев, музыкальная грамота необходима и пренебрегать ею не стоит. Учитесь, если есть такая возможность и желание. В заключении, хотелось бы просто дать несколько советов для тех, кто хочет научиться играть не теряя при этом время впустую: 1. Выбранный вами педагог должен проверить ваши способности (музыкальный слух, ритмику). Если вас берут на обучение без предварительного мини-экзамена, то можно почти на 100% быть уверенным в том, что педагог дилетант, то есть вообще не профессионал. 2. При возможности, наведите справки о системе преподавания. Как проводятся занятия, коллективно или индивидуально. Я думаю, что нет смысла объяснять, что предпочтительнее. 3. Какова практика вашего педагога в преподавательской деятельности, другими словами, давно ли он преподает. 4. Знаете ли вы кого-нибудь (хотя бы по слухам ) из музыкантов, которые уже закончили обучение у данного педагога или в данном музыкальном заведении. 5. Имеет ли выбранный вами преподаватель отношение к профессиональному миру музыкантов. Это может быть и не так важно, но имеет своё определённое значение. 6. Обратите внимание на то, какие методы обучения вам предлагаются. Тут нужно отметить работу с секвенсорами, миди-файлами, фонограммами, метрономом и т.д.. Желаю удачи! May Lian, сентябрь 2000
|