Billy Sheehan
В основе любого таланта, как правило, лежит оригинальность. Так, к примеру, бас-гитары Fender моделями Jazz Bass и Precision установили новые мировые стандарты изготовления инструментов. Неоспорим факт, что некоторые фирмы-изготовители ушли в своих разработках басовых технологий далеко вперед аналогичных работ самой компании Fender, но, как ни крути, в основе большинства моделей современных бас-гитар лежат старые добрые идеи «отца» гитарного ремесла – Лео Фендера (Leo Fender). Поэтому то, что Лео был настоящим талантом и истинным самородком есть несомненная истина. И вот доказательство его таланта – оригинальность его творений, цена которым только растет сегодня.
Так и в исполнении музыки. Плагиатор, как бы умело не использовавший идеи автора все равно останется плагиатором. Джако Пасториус (Jaco Pastorius) стал «лучшим бас-гитаристом в мире» именно за то, что был настоящим самородком. Стенли Кларк (Stanley Clarke), Стю Хэмм (Stu Hamm), Маркус Миллер (Marcus Miller)… этот список можно продолжать еще очень долго – каждый из этих людей пробил себе дорогу на большую сцену именно использовав на 100% ту «фишку», то оригинальное свойство, которое было присуще только ему.
Так и с нашим сегодняшним героем Билли Шихэном (Billy Sheehan). Звезда мирового масштаба, однако вряд ли можно смело назвать его выдающимся композитором или бесподобным аранжировщиком (прошу прощения, если обидел кого-то из фанатов Билли). Кроме того, он не вкалывал долгими годами в музыкальных школах, штудируя музыкальную теорию, сольфеджио и гармонию. Нет, скорее, это настоящий рок’н’рольный герой, полный энергии долговязый подросток, который аж на шестом десятке за пару минут может поставить на уши весь зал, на зависть современным фронтменам.
Феномен его успеха можно разбирать очень долго. Возможно, это уникальное свойство делать из группы, в которой играешь, легенду, как это произошло с Talas, U.F.O., Devid Lee Roth, Mr. Big и теперь Niacin. Может быть, в нем есть поразительная дальновидность, с помощью которой он направляет творчество любой группы, в которой он участвует, в русло, именно в тот момент нужное слушателям. А может, - это его невероятная техника, с помощью которой он повергает в прах все представления о возможностях бас-гитариста.
Шихэна легко узнать с первых же секунд композиции. Жужжащий размытый звук Yamaha Attitude остается его фирменным знаком уже долгие годы. Шихэн играет тремя пальцами (указательный, средний, безымянный) и всегда старается не замыкаться на классической монотонной хардроковой линии баса (я имею ввиду минимум опеваний и доминирующую игру одной и той же ноты, обычно нижней в звучащем аккорде). Шихэн создает настоящие произведения из басовых линий.
Niacin – уже довольно известный проект Шихэна, появившийся в конце 90-х. Каждый альбом этой группы является, на мой взгляд, наиболее удачной находкой для любого бас-гитариста, интересующегося техникой Билли Шихэна, поскольку здесь он проявляет себя на полную катушку – опыт лет и отточенная филигранная техника выходят на первый план в каждом произведении. Поэтому примерами в этой статье будут служить произведения с альбома Niacin “Deep” 2001 года.
Эта линия из композиции Swing Swang Swung. В ней идет очень четкая свинговая пульсация, которую обязательно надо уловить – без нее толково сыграть этот пример вряд ли удастся. Вообще, для Шихэна характерно частое использование свинга. Обратим внимание на использование пальцев в правой руке. Касаемо пальцевых обозначений, я решил, что будет удобно применить обозначения пальцев, используемое в классической гитаре – i – указательный палец, m- средний, a- четвертый. Вообще, у меня создалось впечатление, что Шихэн в основе все равно использует два пальца для игры – у него это указательный и четвертый. Поиграв ими некоторое время можно почувствовать определенное удобство этого нестандартного способа игры. А цепочку четвертый-средний-указательный Шихэн использует реже, скажем, когда надо сыграть отрывок гаммы с тремя нотами на одной струне. Не стоит забывать и про рейки – сход пальца, сыгравшего одну струну, на предыдущую струну для игры следующей ноты. Эти приемы во всех приведенных примерах.
Композиция Stompin’ Ground. Почти весь риф за малым исключением – до # мажорная пентатоника. Все гениальное просто :)
Эта линия из Bootleg Jeans. Немного похожа на линию из первого примера, как мне кажется. И снова пентатоника. Вообще, стоит отметить. Что все примеры действительно «обретают душу» только при игре в быстром темпе. В медленном они просто превращаются в игру упражнений, но в быстром становятся такими мощными грувами, что остается только в восторге привычно вздохнуть – какой же он талантливый, этот дядя Билл!
Текст и съем соло - Тим Исмайлов.
|