Kirk Hammet
Часть 1. Ритм.
Более 95% процентов моей игры на сцене это игра ритм-партии. И потому давайте поговорим об "игре ритма". Когда вы играете в такой группе как Metalica, то что делается правой рукой - очень важно.
Очевидно и то что левая рука так же чертовски влиятельна, ведь в большинстве наших рифов приглушенные открытые струны, и только правая рука с техникой извлечния и глушения может или создать или разрушить песню.
Перед нашим разговором о глушении и извлечении мы тем не менее, быстро коснемся темы звука для ритма, и покрутим ручки.
Первое, переключим гитару на бриджевый звукосниматель, желательно хамбакер, и выведем все ручки на максимум, и получится то что надо...
Первое что я хочу сказать, то что у Металлики хрустящий звук немного чище чем это некоторые ожидают.
Искажения это здорово, но если их много в звуке ритма то они смягчают низкие частоты и теряется упругость, и общий звук становитья вялым, без четкости или резкости.
Когда вы начинающий, всегда есть соблазн спрятаться за сильно искаженый гитарный звук, и утаить страшное..
Но когда дело доходит до ритма, то вы вынуждены убрать немного искажений, особенно если вы играете с другим гитаристом.
На самом деле за многие годы Джеймс и я обнаружили что это отражается на четкости звука, так и уменьшение пергрузки позволяет нам играть наши рифы лучше, потому что с грязным звучанием не продвинешься никуда.
Еще одна вещь которая подразумевается многими людьми что в ритме Металлики убраны вся средние частоты.
Да мы так делали, но во время записи альбома "Metallica" (черный альбом), мы открыли для себя средний диапазон частот и на нем наши гитары зазвучали громче и полнее.
В результате, нашей основой звука стало следующее: ручка баса на усилителе до отказа, пока усилитель не начинает "пердеть", затем середина.
Когда звук становится слишком гнусавым, знайте что вы зашли лишком далеко.
Когда это сделано, выставите ручки высоких и компенсации (presence) пока не получите нужный нужный срез высоких частот.
Скажу сразу, что 99 процентов наших рифов включают в себя глушение открытыъх струн.
Этой важнейшей техникой довольно просто управлять, так что я не хочу задерживатьс на этом.
Несколько слов о том, что надо и чего не надо использовать в этом приеме игры:
- Для правильного глушения струн, положите часть ладони (см. темный участок на картинке) на струны там где они выходят из брижда.
Не надвигайте руку слишком на струны, тогда потеряется отчетливость и появится тупая глухость.
- Если вы играете на гитаре с фиксированнм бриджом (как на Gibson Les Paul или Explorer как у Джеймса), вы можете довольно тяжело положить руку и хорошо глушить струны.
Если у вас так как и меня стоит машина типа флойд роуз, вы можете слишком давить на нее вниз иди вверх, и вы должны тщательно следить за тем, что бы этого не происходило.
Если вы давите сильнее чем надо на подвижный бридж, то строй завышается и начинается просто дерьмовое звучание.
Что бы этого не происходило, некоторый гитаристы устанавливают подвижные бриджы с упором вниз, так что подтяжки рычагом вверх уже не возможны, только - вниз.
С такой установкой, вы можете полновесно положить руку на бридж во время глушения струн.
(Эдди Ван Хален используется такую установку бриджа).
Не важно на сколько вы хороши в быстром извлечении нот ударом вниз, очевидно что придется применять и удары вверх как это делает иногда Джеймс.
Мы играем вступление к Master Of Puppets (с одноименного альбома) используя только удары вниз.
А в рифе таком как в начале "Whiplash" (альбом "Kill `Em All"), попеременное звукоизвлечение - обязательно!
- Звуковой файл "Whiplash" обычный темп (.wav ~90 Кб)
- Звуковой файл "Whiplash" медленный темп (.wav ~130 Кб)
Когда я играю ритм, я держу медиатор так, что только крошечная его часть торчит наружу.
Также у меня тенденция ударять краем медиатора а не его острым концом.
Использование этого делает звук более скрипящим. Потому что при способе которым я держу медиатор пальцы также участвуют в извлечении звука.
Это точно добавляется в общий скрипящий фактор. (Джеймс делает также).
Часть 2. Соло.
Самый лучший способ игры на всем протяжении грифа без пауз - это использование "скольжения пальцев" по грифу. Хороший пример того о чем мы говорим это - E минор пентатоника, показанная на ФИГУРЕ 1 [E G A B D].
Это похоже на крутой проигрыш который делает гитарист из Kiss Ace Frehley в середине песни "Love Gun". Как видно из этого фрагмента, пространства из четырех тактов достаточно для того, чтобы заполнить большую часть поверхности грифа.
Пример начинается на 10 ладу на нижней струне Е и заканчивается на 22-ом ладу высокой струны E.
Когда вы сыграете то услышите что она звучит гладко от начала до конца, без пауз или скачков. Вы обнаружите, что это достигается всего тремя простыми скольженьями пальцев. Эти три момента достаточно коротки - первые два на два лада и третий на три.
Разумеется Вы можете проделать тоже самое играя и нисходящий пассаж. ФИГУРА 2 показывает E-минорный пассаж, в котором используются скольжения вниз по направлению к порожку.
Я слышал от многих людей слова о том, что они всегда используют скольжения при помощи безымянного или среднего пальцев. Обычно я избегаю такого способа мышления потому что оно запирает вас в выбранной аппликатуре - а этого мы и хотим избежать. Вот почему я стараюсь использовать все свои пальцы при скольжении как вверх так и вниз по грифу. Позвольте привести пример который покажет что это правильный способ.
Скажем вы играете соло в E миноре и начинаете играть в известном всем блюзовом боксе (ФИГУРА 3). Самый простой путь выбраться из этого бокса это скользнуть по 3-ей струне с лада 14 на лад 16 используя средний палец, как мы проделали в конце второго такта в ФИГУРЕ 1.
Проделав это мы переместимся из известного бокса (ФИГУРА 3) прямо в другой такой же знакомый бокс (ФИГУРА 4).Т.е. попадаем на знакомую нам землю.
Если пойти вперед, то можно и попробовать что-то новое - например, скользнуть по 3-ей струне от 12-го лада к 16-ому, применив указательный палец, как изображено на ФИГУРЕ 5. Сделав это, Вы сподвигнете себя на исследование нового для вас участка грифа.
Тот "новый" блюзовый бокс в который вы попадаете путем скольжения показан в ФИГУРЕ 6. А немного задержавшись в нем, мы может проскользить в другой бокс, как например в ФИГУРЕ 7. Результат этих операций продемонстрирован в ФИГУРЕ 8.
Говоря о скольжении всеми пальцами, некоторые гитаристы избегают использовать мизинца. На мой взгляд - это ошибка - вы должны использовать и этот палец тоже. Мой друг Larry Lalonde из Primus скользит мизинцем постоянно, и я не видел никого, кто бы так использовал мизинец как он.
Я играл мизинцем левой руки всегда, насколько я могу вспомнить. Когда я только еще учился играть один мой друг сказал мне: "Эй, лучше играть и мизинцем тоже либо вообще не играть никак".
Я внял его совету и использую мизинец с тех пор всегда. Это точно помогло мне потом при игре с широкими растяжками левой руки - ведь если бы я был "трехпальцевым" гитаристом то не смог бы играть такие ми-минорные фразы как в ФИГУРАХ 1-3.
Подобные фишки с широкими растяжками не только круто звучат, но зачастую могут открывать новые горизонты в игре на гитаре, давая Вам возможность исполнять интервалы которые ранее не использовали. Также широкие растяжки помогут вдохнуть жизнь в уставшие старые гаммы и апликатуры.
Предупреждение: Никогда не пытайтесь широко растягивать пальцы, не разогрев достаточно левую руку . Если она холодна - это может повредить ей. Небольшое упражнение для разогрева показано на ФИГУРЕ 4, оно хорошо для расслабления и укрепления левой руки, особенно мизинца.
Может показаться, что это упражнение ничего особенного не представляет, но если вы проделаете эту пробежку от высокой струны E к нижней E и затем повторите все это несколько раз, вы точно почувствуете теплоту в пальцах.
После того как Вы освоили ФИГУРУ 4 вы можете попробовать сдвигать это упражнение вниз по грифу (по направлению к порожку), что естественно усложняет его так как лады располагаются все дальше и дальше друг от друга. Будьте аккуратны и чутки, не повредите себе руку! Если честно, я не делаю его очень часто, потому что после него моя левая рука чувствует себя как будто парализованная!
Поработав над ФИГУРОЙ 4 несколько минут, Ваша левая рука разогреется достаточно для исполнения ФИГУРЫ 5. Это просто брутальное упражнение на трели (многократные легато вверх и вниз), его мне показал мой учитель и друг Joe Satriani.
Оно смотрится предельно просто, но на самом деле оно непростое, поскольку готовит вас к новым растяжкам. По мере увеличения расстояния между пальцами, каждая трель становится все более трудной в исполнении. Это упражнение увеличит ваши возможности по растяжке пальцев и выносливость. Я показал его только на высоких струнах E и B, но Вы должны практиковаться на оставшихся струнах тоже.
А теперь давайте вспомним еще раз ФИГУРЫ 1-3 и попробуем на их основе придумать свои собственные, широко расположенные на грифе фразы. В моем примере, ФИГУРЕ 6, применяется комбинация широких растяжек и пропуска струн, которая дает новые фразы.
Здесь я применил пяти-ладовую растяжку наряду с пропуском струн. В результате получилось клево звучащее арпеджио Am7 (A C E G) которое работает в любом А минорном контексте.
Выше, мы говорили о том, как фразы с широкими растяжках и игра мизинцем могут открыть вам новые двери.
Если вы вспомните, последняя фраза, что мы рассматривали, представляла собой крутое арпеджио Am7, которое комбинировалось с широкой растяжкой и пропусками струн.
Я закончил тот урок обещанием рассмотреть подобную технику в следующий раз, что мы сейчас и сделаем.
Перед тем как мы начнем, давайте разогреемся на упражнении с широкими растяжками (ФИГУРА 1). Я даю только первые шесть тактов аппликатуры, и Вы сами должны продолжить эту идею во всех 12-ти позициях вверх и вниз.
ФИГУРА 1 может показаться очень простой, но это прекрасное упражнение, которое позволит развить силу и выносливость левой руки. Также оно помогает растяжке пальцев и разогревает руку.
И если вы не часто упражняете мизинец на легато, то и в этом Вам тоже поможет данное упражнение! Сыграйте несколько раз ФИГУРУ 1, и Вы почувствуете, что оно делает для руки и мизинца!
ФИГУРА 2 - это еще одно упражнение для разогрева, но которое уже включает в себя прыжки через струны.
Как и ранее я покажу Вам только первые несколько тактов аппликатуры, а уж Вы играйте его до 12 лада вверх и потом вниз, как это было с первым упражнением.
Выучив бегло технику прыжков через струны Вы мгновенно измените свое обычное видение вертикалей и горизонталей гамм/ладов, это произойдет автоматически, так как обычный порядок нот изменится для вас.. и все что нужно будет потом для соло - добавить немного новых красок.
К примеру возьмем известную пентатонику на 12 ладу в E миноре (ФИГУРА 3), и применим простую аппликатуру прыжков через струн, которую мы использовали в ФИГУРЕ 2. В результате получим фразу изображенную на ФИГУРЕ 4, которая заставит звучать старую гамму по-новому.
Я не говорю, что надо использовать прыжки через струны постоянно. Как и любая техника нужно использовать это избегая чрезмерного переигрывания.
То что я показал - это только один из способов который позволит вырваться из "зоны комфорта".
Как я говорил раньше в своих уроках, каждый гитарист обладает собственной коллекцией фраз и фишек, которые использует в той или иной ситуации. Поэтому естественно мы стараемся использовать что-то оттуда всегда, особенно во время джемов.
В результате мы начинаем использовать библиотеку проверенных ходов, вместо создания нового и свежего. Прыжки через струны является хорошим способом развития себя в новом направлении, прочь из стереотипов навстречу новым идеям.
ФИГУРА 5 является примером фразы с пропусками струн в Ми-миноре, которую я иногда играю во время соло в песне "Of Wolf and Man".
В этой фразе я делаю барре на струнах G and B на 12-ом ладу и оставляю их звучать. Это дает больший объем фразе, более насыщенный звук и прекрасно работает на соло в Ми-миноре, потому что имеет общие с ноты с аккордом E минор (E/G/B).
Jimi Hendrix придумал множество прекрасных, мелодичных фраз используя звучащие (незаглушенные) ноты -"Little Wing" пример применения этому.
ФИГУРА 5 это простая идея в Ми-миноре, которую играл Hendrix, но она исполняется быстро и агрессивно, на сильно перегруженном звуке. И этим она показывает, что в музыке возможно все!
Когда я играю один из сольных проигрышей в песне One (альбом "…And Justice For All"), то я делаю тэппинг в этой части отнюдь не медиатором (как думают многие - я играю средним пальцем.
При этом думают, что я исполняю медиатором, видимо потому что я держу медиатор в руке во время тэппинга, или может потому что я оставил слишком длинные ногти на пальцах правой руки и "это" звучит как медиатор.
Как вы, наверное, знаете, я брал уроки у Джо Сатриани и наблюдал постоянно, как он всегда исполняет тэп медиатором. Позже, великий Рэнди Роадс делал также.
Но по тем или иным причинам, я чувствовал, что звук делается более мягким если использовать мяготь пальца, а не жесткий край медиатора . Я обнаружил, что играя тэп краем медиатора, вы воспроизводите больше высоких частот.
Для моих ушей исполнение тэппинга пальцем не так резко, и позволяет лучше контролировать звук, хотя некоторые исполнители и предпочитают более яркий звук и острую атаку в некоторых ситуациях. Пусть решают ваши уши.
Еще одна причина в использовании пальцев для тэппинга, это то что я точно уверен в ноте которую извлекаю. Когда тэппинг делается медиатором, иногда вы можете извлекать ноты не точно.
Для меня важнее аккуратность и чувство, чем звуковой трюк. Тэппинг пальцами более естественен для меня. Иногда я делаю бенд во время тэппинга, и когда струна идет вверх, то гораздо проще ударять пальцем по поднимающейся струне. Проделывая же это медиатором - неизбежны пропуски и промахивания.
Я играю в этой технике "бенд-и-тэп" песню Damage Inc из альбома "Master of Puppets". После основного соло следуют два заполнения, и я играю такой тэппинг в одном из них.
Когдa мы записывали эту песню в студии, я сделал это заполнение тэппингом по всему грифу - просто хроматически передвигал свой палец (на один лад за один раз). Но когда мы играем эту песню на концерте, я делаю тэппинг не меняя позиции и в то же время делаю сильный бенд, что гораздо интреснее и круче.
Как я уже говорил, я исполняю тэппинг средним пальцем правой руки. Некоторые используют указательный палец, и им приходится проделать некоторые манипуляции с медиатором для того что бы освободить палец для игры тэппингом. Некоторые берут его в кулак, а некоторые в рот! Я никогда не волнуюсь по поводу этого, потому что мой медиатор всегда в привычном месте.
Если честно, в последнее время я не часто исполняю тэппинг. По моему мнению, является больше средством выразительности, чем основой для соло. Так во время редких случаев тэпа, я тяготею к тому что бы использовать эту технику как эффект.
Причина игры его в начале соло "One" в следующем - тэппинг звучит более динамично и более проникновенно, чем то же сыгранное обычным способом. Все что я там играю это четыре трехнотных арпеджио-Em, C, Bm и G.
Вы можете с помощью тэппинга сделать эти арпеджио более чистыми и сглаженными -особенно если это играется на большой скорости. Сравните ФИГУРУ 1 и ФИГУРУ 2, а также ФИГУРУ 3A и ФИГУРУ 3B - Вы услышите, что я имею ввиду.
Основное достоинство техники тэппинга - это то что при любой скорости ноты не перекрывают друг друга. Это происходит так, потому что преимущественно ноты играются на одной струне, что означает - только одна нота может звучать в один момент времени.
Как видно из наших двух примеров, когда вы попытаетесь сыграть ту же фразу без помощи тэппинга, вам придется играть ее на разных струнах, и неизбежно появятся ноты которые накладываются друг на друга. Иногда это может звучат фигово, но не всегда.
Часть 3. Игра на чистом звуке.
А теперь перелетим из "тени в свет" и поговорим об использовании пассажей на чистом звуке, которые могут внести динамику и новые измерения в песнях. Иногда ничего нет более выразительного,чем тихая часть, на чистом звуке, которая внезапно появляется посередине крушащих все вокруг рифов с перегрузкой. Перед тем как начать залезать в эту тему, я хотел бы сказать пару слов о мажорных и минорных "мощных аккордах".
В добавлении к использованию "тоника/терция" мажорных и минорных "мощных аккордах", есть еще один способ добавить минорное или мажорное звучание к тяжело перегруженному рифу, не делая его звучание слишком неразборчивым, - надо применить аппликатуры показанные на Фигуре 1 и Фигуре 2.
Как видите, эти минорные и мажорные двухзвучия состоят из терции и квинты без тоники. Фигура 3 и Фигура 4 показывает их с добавленной тоникой.
Вступление к "Orion" (альбом "Master of Puppets"), показано на Фигуре 5, хороший пример двух этих аппликатур в действии.
Точнее: Фигура 1 используется в такте 3 (Bm) и Фигура 2 использутся в такте 4 (B).
- Звуковой файл "Orion" (.wav ~195 Кб)
Некоторые из Вас часто просят меня показать, как играются некоторые пассажи на чистом звуки из Metallica, и самая частая просьба это вступление "...And Justice For All" (альбом "...And Justice For All") и "Welcome Home (Sanitarium)" (альбом "Master Of Puppets").
Они показаны на Фигурах 6 и 7 , соответственно, и оба представляют собой части, обманчиво тихие, перед сокрушительными и штормовыми продолжениями. Впервые услышав эти пассажи вы наверное решите что они не просты для исполнения, но на самом деле стоит посмотреть как они исполняются и вы увидите что это не так.
Вступление к "...And Justice For All" использует минорные и мажорные "тоника/терция" аппликатуры о которых мы говорили ранее. Трудно рассказать это не в терминах нот. Фактически этот риф на 3/4 звучит сложнее чем играется.
Если следовать расположениям пальцев, которое показаны на Фигуре 6, вы должны изучить этот пассаж совсем не тратя на него времени. Как видно из рисунка только в начале каждого такта из четырех есть сдвиги позиции левой руки, когда вы меняете аккорды E - D - C - Bm. Остальные ноты можно играть без перемещений по грифу.
Вступление на чистом звуке к "Welcome Home (Sanitarium)" показывает на примере крутую идею, с которой можно экспериментировать записывая ноты; предвигая аккодовую форму вниз-вверх по грифу, используя при этом открытые струны тоже (две или три) .
Если присмотреться, вы заметите что первые четыре арпеджированных аккорда Emadd2, C/E, Dsus4/E, Aadd4 - все имеют две идеи в основе:
- все они включают открытую D и нижнюю E-струны;
- каждая использует двух-пальцевые аккордовые фигуры.
И если вы посмотрите на следующие два аккорда, Aadd4 и G вы увидите что используется та же идея, только с другими расположениями, и звучащей струной D.
Говоря об игре на чистом звуке, нельзя не упомянуть о "Nothing Else Matters". Первое что вы должны знать о вступлении к "Nothing Else Matters" - то что James и я отбрасываем наши медиаторы и играем его пальцами.
Я много играл на классической гитаре и использовал эту технику для игры этой песни. Как вы возможно заметили, если вы читаете эти уроки регулярно, то я прохожу через различные стили игры, это блюз, джаз, затем классика и т.д.
Перепрыгивая от стиля к стилю, хорошая практика, я надеюсь она расширила мои музыкальные горизонты, и означает что я никогда не устану от игры в одном и том же стиле.
В любом случае, использование пальцев точно даст лучшее использование открытых струн. Пальцевое извлечение также дает более мягкий и теплый звук, чем при игре медиатором.
Поэтому я часто использую большой палец, вместе с медиатором во время исполнения чистых полнозвучных аккордов. Извлеките минорный A аккорд показанный на Фигуре 1 медиатором и затем большим пальцем, и вы услышите что я имею в виду. Если вы посмотрите видео к "Nothing Else Matters" (Metallica: A Year And A Half In The Life Of...Part 1) повнимательнее то заметите что мой медиатор лежит на стойке передо мной.
Еще одна польза от звукоизвлечения пальцами это то что вы можете одновременно извлечь звуки на нескольких струнах при аккордовой игре.
Что бы это услышать: попробуйте извлечь обычным способом сверху вниз аккорд A minor показанный на Фигуре 1 затем извлеките все ноты одновременно.
В основном, я использую большой палец во время вступления к "Nothing Else Matters" , (показано на Фигуре 2 ) для игры открытой нижней E и A струн и указательный[i], средний (m) и безымянный (a) пальцы для других струн. Как вы видите все эти ноты попадают на струны G, B и высокую E. Вы также можете использовать указательный палец для все нот на струне G, все ноты на струне B средним пальцем и все ноты на E безымянным пальцем.
Если вы не играете пальцами, то повторяющийся мотив в начале песни (такт 1) прекрасное начальное упражнение, потому что там используются только открытые струны. Это значит что вы можете сконцентрироваться на правой руке не думаю о занимании ладов! Когда начнет все получаться, то остальное пойдет само по себе. Не бойтесь играть его медленно, если это необходимо и если этот стиль игры новый для вас и помните что игра на гитаре это не гоночные соревнования!
Продолжаем говорить об игре на чистом звуке. Я получил несколько просьб рассказать о моей интерпретации вступления к песне "Little Wing" Джими Хендрикса с его альбома "Axis: Bold As Love".
Это интро я исполнил во время своего гитарного соло на видео "Seattle" в сборнике Metallica "Live Shit: Binge & Purge".
Должно быть Вам известно что Джими Хендрикс мой самый любимый гитарист.
Одна из сторон его уникального стиля, перед которой я преклоняюсь, это его невероятная способность соединять аккорды с мелодической темой в непрерывном потоке.
Вступление (на чистом звуке) к "Little Wing" является прекрасным примером этого.Фигура 1 - транскрипция основанная на моем концертном исполнении в посвящении Джими, его полной души, и уникальной ритмически игре.
Если вы просмотрите видео , то заметите что я играю большинство пассажей в классической постановке левой руки, - то есть большой палец всегда находится сзади грифа.
Однако есть два момента, при которых необходимо использовать технику захвата грифа большим пальцем левой руки.
Например, аккорд G в такте 2, где большой палец зажимает ноту G (третий лад) на шестой струне.
Точное же положение пальцев можно увидеть в Фигуре 2.
Если позиция большого пальца верная, то вы можете заглушить пятую струну - А, легким прикосовением кончиком большого пальца.
Та же самая техника используется и в начале 7 такта.
Естественно вступление к "Little Wing" не та вещь которую можно сыграть с первого раза, понадобится немного времени для его отработки.
Убедитесь что вы играете достаточно спокойно и расслабленно, это позволит быть более естественным в извлечении звука.
Добавление немного реверберации и хоруса, также скажется хорошо.
Один из моих кумиров, Стиви Рэй Воэн (SRV), записал убийственную инструментальную версию "Little Wing" на своем альбоме "The Sky Is Crying", послушайте ее тоже.
На самом деле, почему бы вам не послушать какую либо версию этой песни, и затем попробовать придумать собственную интерпретацию.
Следуйте основной акоррдовой прогрессии, которая указана в Фигуре 1 и не искажайте ключевые фразы, как например украшения в аккорде G во втором(2) такте, и Am в шестом (6) такте.
Информация публикуется с разрешения журнала "Guitar World"
Автор: Kirk Hammet, Перевод: Дмитрий Фролов
|