Zakk Wylde
Давайте поговорим о почти утеренном ныне искусстве играть соляки. В самом начале моего увлечения гитарой я балдел от таких гитаристов как Jimi Hendrix, Eddie Van Halen, Randy Rhoads, Tony Iommi, Frank Marino, Al Di Meola. Их игра вдохновила меня на ежедневные многочасовые занятия гитарой. Я слушаю их музыку до сих пор, и даже теперь находясь в турне со своей группой Black Label Society или вместе с Ozzy я часто, оставаясь один, ставлю их записи и джемую со своими кумирами.И не зависимости того как Вы умеете играть, в игре этих гитаристов всегда какой-нибудь рифф или фраза, которые Вас зацепят и заставят ее снять. Итак, начнем.
В ближайшие полгода мы пройдемся через кучу материала, связанного с игрой соло - минорные и мажорные пентатоники, диатонические гаммы - все это будет рассматриваться на всем протяжении грифа как в чистом виде так и в каких-то сочетаниях и ни в коем случае не будет звучать просто как гаммы. Мы поговорим о хроматизмах, быстрых пассажах, вибрато, подтяжках, переменном штрихе, медиаторных флажолетах, педальных нотах и прочей ерунде.
Давайте начнем с основ и посмотрим на минорную пентатонику и как она может покрывать весь гриф. Для простоты мы рассмотрим все в Ля-миноре. Позже я покажу как транспонировать это в любую тональность, но пока будем работать в ля-миноре.
НИже я покажу пять разных способов обыгрывания ля-минорной пентатоники (ля, до, рэ, ми. соль) в различных участках грифа. Эти пять позиций очень важны, ибо дают представление о том, как играть по всему грифу. И эти пять позиций будут отличным базисом для последующей работы над соло.
Играя предлагаемые мною примеры, используйте все 4 пальца левой руки (см. подписи с цифрами пальцев снизу нотных примеров). Я написал, какому пальцу левой руки где нужно играть. А что касается Вашей правой руки, то ей необходимо использовать переменный штрих, то есть делать удары не только сверху вниз, но и снизу-вверх. Удары медиатора также расписаны в табулатурно-нотных примерах и я думаю Вы все поймете правильно.
Пример 1 показывает самую первую аппликатуру пентатоники. Сыграейте ее пару раз, что бы привыкнуть к тому как оно звучит. А потом двигайтесь ко второму способу обыгрывать ту же пентатонику в следующей части грифа (см. пример 2) .
Когда Вы почувствуете эти позиции "своими", играйте следующие три примера (3, 4, 5). Двигаясь дальше по грифу после 5 примера Вы придете к примеру номер 6. И вот тут вспомните пример 1 и Вы увидите, что это пример 6и пример 1 идентичны, просто шестой пример сыгран на октаву (12 ладов) Выше чем первый пример. Возможно, то что я говорю слишком сложно понять, но думаю, сыграв эти примеры Вам будет проще врубиться.
Продолжайте упражнятся в рамках показанных примеров до тех пор, пока не сможете играть их быстро и естественно. Конечно, это не самое интересное из того, что можно играть на гитаре, но повторяю это все очень полезно для того, чтобы научится играть соляки. До, встречи в следующем уроке, пойду грохну по пиву!
Кстати, если кто-то хочет получить заряд пиздатой музыки от которой я тащусь, то рекомендую нарыть такие альбомы как
- Frank Marino & Mahogany Rush "Live"
- Al Di Meola "Elegant Gypsy"
- Dixie Dregs "Dregs of the Earth"
Итак, мы прошлись по самым основам, изучив возможно немного скучноватый но очень полезный материал, поняв как можно играть ля-минорную пентатонику по всему грифу. Чтобы вспомнить пройденное взгляните на первый пример и проснитесь. В этом примерах показаны пять нот пентатоники в разных позициях грифа.
Ранее мы рассматривали фразы в рамках каждой отдельной позиции. В этот раз мы попробуем связать несколько позиций в одной фразе. Ибо, играя соло, не следует ограничивать себя какой-либо одной позицией, как это к сожалению пытаются делать многие гитаристы.
И прежде, чем мы начнем я хочу немного высказаться о том, что позабыл донести до вас ранее. А именно - что же такое пентатоника. Ребята, пентатоника - это гамма из пяти нот, или пяти звуков, если так проще. И это все, что Вам надо знать про пентатонику. Пять нот, которые раскиданы на всем грифе, октавами выше или ниже. Ноты те же, но октавы разные – посмотрите на пример 2.
Сначала идут пять нот пентатоники, потом те же ноты на октаву выше, и следующие ноты опять будут теми же.
Взглянем на пример 3. Cразу две позиции пентатоники используются в одной цельной фразе. Как видите использование двух позиций тут довольно простое, но довольно эффективное. Мы можем разобрать эту фразу на составные части и получим что она состоит из нот двух позиций примера 4 и примера 5. Соединив примеры 4 и 5 мы получим набор нот из примера 7.
Это был пример игры в двух позициях пентатоники. А мы можем взять их сколько угодно - например, три позиции. Посмотрите на пример 7, в котором задействованы ноты уже из трех позиций. На основе примера 7 мы можем сделать фразу примера 8.
Пример 8 звучит несколько суховато и потому вот Вам фраза в примере 9 - она сделана на тех же нотах и позициях что и пример 8, однако, звучит вполне по-рокерски. Я добавил туда всяких легато, подтяжек и вибрато. Пассажи типа примера 9 я часто применяю в своей игре.
И еще немного пиздатых альбомов, которые я рекомендовал Вам послушать, как образцы правильной музыки.
- Gary Moore "Blues Alive"
- Whitesnake "Whitesnake"
- Ozzy Osbourne "Diary of a Madman"
Итак, мы уже начали играть материал на примере всяких полезных фраз, которые используют от трех до пяти нот Ля-минорной пентатоники, с которой познакомились ранее. В этот раз надо будет объединить все пять позиций пентатоники воедино. И разумеется, еще раз напоминаю - используйте только переменный медиаторный штрих (вниз-вверх).
Фигура 1 показывает пять позиций пентатоники, с которыми мы работали в предыдущих уроках. Пусть они будут визуальным напоминанием для Вас (что-то типа шпаргалки) .
А теперь бросьте свой взгляд на первый такт Фигуры 2. Вы должны увидеть повторяющуюся последовательность 16-ых нот на первых двух струн (это последовательность как раз из первой позиции Фигуры 1). Далее во втором такте, мы идем в слудующую позицию на грифе и начинаем играть четырехнотные фрагменты следующей позиции фигуры 1. И так шаг за шагом, такт за тактом, мы продвигаемся все дальше и дальше. Начинайте игарть медленно, а потом пытайтесь ускорится, в жизни Вам это пригодится.
Фигура 3 - это в принципе тоже самое, что и предыдущее упражнение, за исключением того, что в Фигуре 3 каждая из четырехнотных комбинаций играется только один раз, а потом следует движение к следующей позиции.
Фигура 4 основана на предыдущей фразе, однако, свежести ради в фигуре 4 присутствует нечто новое в плане ритмического рисунка.
Ну и для более стабильного закрепления этого материала, сыграйте фигуры 5 и 6, которые базируются все на тех же фразах, однако, с изменениями в плане ритмических рисунков. Когда Вы запомните позиции, то менять рисунки автоматически в зависимости от Ваших музыкальных идей будет не трудно самим.
Желаю успехов, и выдаю традиционный набор ахуительной гитарной музыки из моей коллекции любимых записей.
- Blue Murder "Blue Murder"
- Robin Trower "Essential Robin Trower"
- Guns N’ Roses "Use Your Illusion I & II"
Выше, мы учились двигаться на первых двух струнах вдоль по грифу от 3 и до 20 ладов, при этом используя всего пять апликатур пентатоники в тональности Ля.
Именно такого типа представляется Фигура 1 этого раздела. Сыграйте ее и пусть Ваша память освежится.
А вообще надо сказать, что подобные движения на двух струнах Вы можете делать не только на первой и второй струнах, но и на любых других. Вот перед Вами Фигура 2, где происходит движение по третьей и четвертой струнам.
Ранее все используемые нами фразы были основаны на восходящем движении по грифу. Но это движение можно использовать и в обратном направлении. Фигура 3 основана на нисходящем движении на первых двух струнах. В принципе тоже самое, что и Фигура 1, но только в "другую сторону".
В общем, я показал Вам достаточно примеров использования пяти аппликатур пентатоники и хочу сказать следующее. Экспериментируйте как можно больше. Основываясь на этих аппликатурах стройте свои фразы. используйте и восходящее движение и нисходящее. Кроме того, играйте на всех шести струнах. В общем, играйте по всему грифу и будьте абсолютно свободны в своем видении грифа. Одним из примеров такой игры может служить Фигура 4.
Выше я показал вам простое упражнение, которое поможет укрепить мизинец левой руки. Я также сказал, что буду больше говорить об использовании мизинца. Пора начать выполнять обещания, ибо я получил несколько писем с вопросами вроде этого:
Закк,
В самом начале ты сказал, что мы будем использовать все четыре пальца левой руки. Но, показав уже 5 примеров Ля минорной пентатоники, ты едва его использовал. Когда мы начнём играть мизинцем? В чём дело?
Hugh Gilmartin
Huntington, NY
Основная причина, по которой я использую мизинец, это возможность делать большие растяжки, невозможные без него. Я люблю скользить вверх и вниз по грифу с помощью безымянного пальца, как это делают Alvin Lee (из 10 Years After) и Frank Marino. И, т.к. у меня довольно здоровые руки, я обычно играю большинство пентатоник (таких как фраза в Ми миноре - рис 1) используя только первых три пальца: указательный, средний и безымянный. Итак, говоря словами Frank Marino, в большинстве случаев я использую мизинец как "добивало" когда действительно хочу взять ноту выше чем ту, до которой могу дотянуться безымянным пальцем.
Например, когда я играю в Ля миноре в 5й позиции, я могу без проблем достать с пятого до восьмого лада указательным и безымянным пальцами. Таким образом, я играю мизинцем, чтобы дотянуться вплоть до десятого лада, так, как я делаю это на рис 2 и 3. Также я использую мизинец, когда играю диатонические гаммы по 3 ноты на струне. Это именно то, чем мы сейчас и займёмся.
Так же как и в случае с пентатоникой, рассмотреной в первых уроках, мы начнём играть диатонические гаммы в Ля миноре. В следующем уроке я покажу вам, как траспонировать всё изученное в любую другую тональность. И аналогично пентатонике я покажу базовый набор аппликатур Ля минорной диатонической гаммы, покрывающий весь гриф. Когда мы с этим освоимся, мы начнём соединять нотки так, чтобы свободно перемещаться по грифу.
Первый пример трёхнотной Ля минорной диатонической гаммы, который я хочу вам показать, начинается с первого лада 6й струны Ми (смотрите рис 4). Проиграйте эту аппликатуру пару раз, чтобы осознать, как она играется и звучит, потом сдвиньтесь по грифу вверх до следующей, показанной на рис 6.
Чёрт, мне пора закругляться, пора дать вам небольшое дом задание. Попробуйте сами найти на грифе четыре оставшихся аппликатуры трёхнотной Ля минорной диатонической гаммы. После того, как вы изучите все семь аппликатур, продолжайте играть их до тех пор, пока не запомните их и не начнёте играть быстро и уверенно. Как я говорил в первом уроке, я знаю, что эта туфта может быть скучной как чёрт знает что, но терпите, также как и пентатоника, эти диатонические гаммы создают основую для убийственных соло. Удачи!
P.S. Если хотите послушать немного музычки от настоящих мучителей банджо, вот вам три альбома:
- Van Halen "Van Halen II"
- Eric Johnson "Tones"
- Yngwie Malmsteen "Rising Force"
В прошлый раз мы начали говорить об аппликатурах минорных
диатонических (семинотных) гамм, играя по 3 ноты на струне. Я показал
вам первые три аппликатуры в Ля миноре. Потом, понимая, что места не
хватит, я предложил вам попробовать найти оставшиеся четыре аппликатуры
самостоятельно. Надеюсь, вы нашли именно показанные на рис 1 - 4 и
отработали их вдоль и поперёк.
Так же как и с пятью аппликатурами минорной пентатоники,
отработав все семь вариантов минорной диатонической гаммы, мы можем
начать "соединять ноты", используя наши аппликатуры и двигаясь вверх и
вниз по грифу. Фигура 5 - наглядный пример того, как вы можете
проделать это в Ля миноре, карабкаясь вверх по грифу и используя только
5 и 6 струны. Если вам кажется, что этот пассаж звучит как-то знакомо,
то это потому, что я гонял его перед зрителями на одном из моих соло
кусков, играя с Оззи, можете услышать эту тему на концертнике
Live&Loud.
Я мог бы с лёгкостью заполнить ещё уроков 20 идеями вроде этой,
которые используют различные струны и являются отличными способами
двигаться вверх и вниз по грифу, не оставляя "дыр" в вашей игре.
Попробуйте поэкспериментировать с полученными диатоническими
аппликатурами, а потом подвигайте их вверх-вниз по грифу, используя
семь изученных аппликатур так же, как это делали с пентатоникой.
Хочу завершить этот урок ответом на одно из многих писем, которые я
получил в последние несколько недель о соло из "No More Tears".
Привет, Закк,
я твой фанат уже много лет и мне очень нравится соло
из "No More Tears". У меня неплохо выходит с блюзовыми штуками в
начале, но есть проблемы с быстрым пассажем вверх по грифу в конце
соло. Звучит так, как будто ты делаешь что-то вроде "соединения нот", о
котором ты говорил. Будь добр, разъесни это в одном из уроков.
--Bob "Big Boy" Stillman
Bridgewater, CT
Честно говоря, из всех моих соло эта штука из "No More Tears" одно из
самых простых, т.к. в большинстве своём это простая Ре минорная
пентатоника. Как Вы сказали, последние 5 тактов (Фигура 6) и есть
"соединение нот", играемые очень быстро, особенно последний, как раз
перед заключительным бендом. Я в этом примере я следую аккордовой
последовательности F5-G5-A5-Bb5-C5-D5 в манере Jimmy Page и Randy
Rhoads. В пассаж входит простая Ре минорная пентатоника для первых трёх
аккордов, потом диатоническая гамма для двух последних
широко-растянутых срываемых(pull-off) фраз, которые я играю на аккорды
Bd5 и C5. Начинайте отрабатывать медленно до полной уверенности в
движениях, затем постепенно наращивайте скорость.
Надеюсь, это вам поможет. В следующий раз мы займёмся всякими
хроматическими штуками. Ну и три CD для любителей жопораздирающей
музыки:
- Stevie Ray Vaughan "Couldn't Stand the Weather"
- Black Sabbath "Black Sabbath"
- Reverend Horton Heat "Lucky 7"
Давайте посвятим часть нашего времени использованию хроматизмов внутри изученных пяти пентатонических боксов. Но сначала я должен ответить на письмо о хроматизмах, которое я получил.
Привет, Закк,
Упражнения на укрепления мизинца, которые ты показал нам какое-то время назад, очень помогли мне. Нет ли у тебя упражнений, которые помогут мне улучшить игру переменным штрихом, задействуя при этом все четыре пальца левой руки? У меня появилась привычка использовать только указательный и безымянный пальцы, я знаю, что это будет ограничивать меня в дальнейшем. Спасибо!
Jim Lowman
Elwood, NY
Очень простое упражнение на переменный штрих, которое использует все четыре пальца, это хроматическая песенка, показанная на рис 1. Как обычно, начинайте играть медленно и ускоряйтесь только тогда, когда будете чувствовать ноты под пальцами. Если хотите действительно хорошо поработать, попробуйте поиграть этот восходящий и нисходящий отрывок по всему грифу, каждый раз сдвигая его на лад вперёд, а потом так же назад. Когда это упражнение вам надоест, приступайте к упражнению на рис 2. Оно позволит отработать переменный штрих при переходах со струны на струну. Так же, как и предыдущее, попробуйте поиграть его по всему грифу.
Теперь займёмся добавлением хроматизмов внутрь пентатоники. На рис 3 показаны пять аппликатур пентатоники в Ля миноре, изученных нами на пред. уроках. На рис 4 вы видите те же пять аппликатур с добавленными в них хроматическими переходами. После того, как вы изучите такое использование хроматизмов, это поможет сделать вашу игру более музыкальной в отличии от простого гоняния гамм. Эти хроматические ходы не только открывают вам новые идеи в игре соло - они могут служить отличный основой для написания ваших собственных убийственных риффов. Отличным примером этого может служить игра мастера риффов Tommy Iommi в песне "Into The Void" с альбома "Маster Of Reality" Black Sabbath.
Поработайте над показанными мной упражнениями. В следующий раз мы изучим несколько passing-tone фраз и хроматических аппликатур. Как вы скоро увидите, эти типы хроматических фраз используются в роке, металле и кантри. Готовьте пальцы!
Достаньте эти CD и видео для пущего гитарного вдохновения:
- Jimi Hendrix "Band of Gypsys"
- Frank Marino "The Power of Rock 'n' Roll"
- Albert Lee "Advanced Country Guitar" (видео)
Информация публикуется с разрешения журнала "Guitar World"
Автор: Zakk Wylde, Перевод: Алексей Степанов
|