Скоростная игра
Не надо быть виртуозом чтобы играть быстро… надо только быть изобретательным, практиком и обладать желанием бесстрашно исследовать любой трюк для достижения нужного результата. Ключ ко всему это поиск того звучания, которые вы хотите получить, что влечет за собой эксперименты с различными пальцевыми аппликатурами и техниками игры. Технические проблемы должны решаться творческим путем; играть умно, без приложения силы! С такой умственной установкой, в нужном направлении и разумными регулярными занятиями (20-40 минут в день), вы сможете развить арсенал ярких "скоростных фраз" которые вы сможете воспроизвести даже без разогрева…даже в плохой день.
Цель этого урока - показать начинающему и, среднему гитаристу несколько способов создания так называемого эффекта "стены-из-нот" без посвящения драгоценного времени написания песен, тренировкам игры трех октавных гам и арпеджио с метрономом. В большинстве в игре лидер партий на гитаре, вы должны быть ритмичны, что достигается путем повторения коротких заготовок.
Простейший путь играть быстро - играть на одной струне. Следующие фразы (ФИГУРЫ 1-5 ) играются на первой струне и должны вам дать несколько крутых идей для экспериментирования с ними.
Играйте каждую фразу медленно пытаясь оставлять руки расслабленными на сколько это возможно и затем постепенно увеличивайте скорость. Запомнив фразу, пробуйте играть эту же аппликатуру на остальных пяти струнах и затем придумайте ваши собственные скоростные фразы на одной струне и использую ту же технику.
ФИГУРА 1 показывает как с помощью тремоло медиатором создать ритмический эффект который приковывает внимание. Каждая нота извлекается четыре раза использую строго попеременный штрих (вниз, вверх, вниз, вверх). Edward Van Halen очень эффективно использует эту технику в своей классической гитарной вещи "Eruption" .
ФИГУРА 2 показывает использование открытой струны как педального тона и быстрое попеременное звукоизвлечение медиатором для создания неожиданной, звучащей в классическом стиле фразы такой как например в конце соло Ritchie Blackmores в песне Deep Purple "Highway Star".
ФИГУРА 3 также звучит неожиданно, как "хроматический ночной кошмар" , и так же играется используя попеременное звукоизвлечение. Эта фраза звучит быстрее чем предыдущие две, потому что в ней отсутствуют повторения нот. Для большего звука в легато, извлекайте первую 16-ую ноту на каждой доле и сдерните палец играя оставшиеся три ноты левой рукой, как показано на рисунке прерывистой чертой.
ФИГУРА 4 показывает прямое легато (hammer-on) , и обратное (pull-off) и педальный тон на открытой струне для создания гипнотического и монотонного звучания. Во время разучивания этой фигуры, сконцентрируйтесь на исполнении чистых обратных и прямых легато. Те струны которые не участвуют - заглушайте правой рукой, которая в звукоизвлечении участия не принимает.
ФИГУРА 5 иллюстрирует то, как двуручный тэппинг может быть использован для игры струящихся арпеджио на одной струне и создания стены из нот. Во время тэппинга и обратного легато, сдергивайте струны немного в обратную сторону других 5-ти струн. Такой способ сдергивания является важная частью звучания струны и сохранения хорошего уровня громкости.
ФИГУРА 6 показывает безумно звучащую фразу тэппингом целой ноты которая забирается вверх используя прямое и обратное легато.
Когда эти две предыдущие фразы будут у вас "под пальцами" , разберите ФИГУРУ 7, классически звучащую фразу, на одной струне, в экстравагантном стиле Nuno Bettencourt.
У уже вас есть несколько хороших идей для создания собственных фраз на одной струне, давайте теперь рассмотрим простые но скоростные фразы на двух смежных струнах.
ФИГУРА 8 в стиле Steve Morse представляет собой восходящие секстоли начинающиеся на струне B и продолжающиеся на высокой E и заканчивается кричащим бендом. Есть два неплохих способа сыграть эту фразу: вы можете извлекать каждую ноту и сыграть подобно автоматной очереди в стаккато, или, более сглаженным легатным звуком, играя только первую ноту и четвертую ноты секстоли использую двойное легато для звучания оставшихся нот.
ФИГУРА 9 это короткая повторяющаяся пентатоническая фраза быстро играемая на двух струнах, с попеременным звукоизвлечением (две ноты на струну). Играйте ее сначала медленно, оставляя расслабленными обе руки насколько это возможно, постепенно увеличивая темп. Для более плотного звука используйте способ заглушения струн правой рукой. Эта фраз также может быть прекрасным упражнением для "разогрева" обеих рук.
Когда вы почувствуете что эта фраза "вошла в пальцы" и вы можете играть ее с головокружительной скоростью, попробуйте ФИГУРУ 10, типичную фразу на основе пентатоники которая поднимается вверх по грифу на первых двух струнах, и заканчивается высоким бендом с сильным вибрато. Отметьте что те же две ноты на одной струне играются в той же аппликатуре, при быстро сдвигаемой позиции.
ФИГУРА 11 - просто демоническая в своей скорости - основана на тех же принципах что и ФИГУРА 9.
ФИГУРА 12 - сверкающая фраза на основе пентатоники которая остается в пределах одной позиции. Eric Johnson и Zakk Wylde используют подобное во многих своих соло.
ФИГУРЫ 13-15 - короткие скоростные фразы которые хорошо звучат на фоне сменяющихся аккордов, на пример в 12 тактовой блюзовой прогрессии. Подобные фразы прекрасно подходят для построения ритмического и гармонического напряжения в соло, такие как например гитаристы Lynyrd Skynyrds демонстрируют в своем классическом джеме "Free Bird".
Мы прошли через полтора десятка для создания скоростных фраз. Если вы их освоили, вы должны быть готовы для нашего финального спринта к финишной прямой. Так что разогрейте ваши пальцы и вперед.
Еще один естественный способ достичь быстрой игры это соскальзывающее звукоизвлечение (sweep picking), техника при которой звукосниматель протаскивается по струнам, извлекая при этом только одну ноту на каждой струне. Эта техника может быть очень полезна при игре арпеджио с открытыми струнами, как на ФИГУРЕ 16, и причудливых фраз с широкими интервалами, как на ФИГУРЕ 17, быстро и с минимальными затратами.
При исполнении приема, заглушайте левой рукой струну сразу же после ее извлечения, что позволит избежать наложение звуков, и звучание полного аккорда. Лучше всего это получается когда в аккорде не применяется барре, что позволяет зажимать и заглушать струну разными пальцами. ФИГУРА 18 прямо из арсенала Yngwie Malmsteen, минорное арпеджио в котором используются прямые и обратные легато на первой струне которое добавляет плавности к общему стаккатированному звучанию этой фразы.
Еще один полезный прием для быстрой игры это гибридной звукоизвлечение, техника при которой медиатор и пальцы извлекают разные струны. ФИГУРА 19 крутая, простая в исполнении фраза в этой технике, и похожа на то как Eric Johnson играет в "Cliffs Of Dover".
ФИГУРА 20 - серия триольных арпеджио в которой применяется повторяющаяся по кругу структура в манере исполнителей на банджо.
Я надеюсь что эти фразы дадут вам пищу для ума, и способность двигаться по рифу быстро и просто. Экспериментируйте с ними, пробуйте изобрести что-то новое на их основе.
Для тех кто по прежнему голоден, раскусите ФИГУРУ 21-23. Помните что нет ничего плохого в продвижении к новым и новым упражнениям, как и в использовании их со вкусом в реальной жизни.
Информация публикуется с разрешения журнала "Guitar World"
Автор: Jimmy Brown, Перевод: Дмитрий Фролов
|