Stevie Ray Vaughan
Стиви Рэй Воэн, был и остается самым вдохновляющим для меня гитаристом.
С первого момента когда я увидел его выступление, я был глубоко тронут, и по прежнему учусь у него.
Когда я впервые начал изучать игру Стиви, я тратил столько ко же времени на изучение его стиля ритм гитары, как и на его соло.
В этом уроке я хотел бы сфокусировать внимание на его великолепном стиле игры гитарного ритма и на технике которую он любил при этом использовать.
Одна из первых вещей над которой я работал, это была ритм партия из "Pride and Joy" (альбом "Texas Flood"), 12-ти тактовый, среднего темпа, блюзовый шафл в E.
Фигура 1а показывает первые четыре такта ритмической фигуры в "Pride and Joy".
Фигура начинается, с обратного рейка, когда медиатор быстро протаскивается снизу вверх, заставляя звучать каждую струну в последовательности.
Для этого первого рейка, оставьте звучать верхние три струны, но заглушите открытую D (струна 4) и A (струна 5), слегка положив на них пальцы левой руки.
Этот приглушенный обратный рейк пояляется перед первой долей каждого такта в этом примере: в такте 2 и 4, все струны приглушены, так что держите пальцы левой руки по все ширине грифа. Этот тип ритма комбинирует в себе типичный буги-вуги, и "гуляющий бас" Чака Бери.
Удары должны быть исполнены точно как на рисунке, что бы добиться типичного драйвового звука который ассоциируем со ритм стилем Стиви Рей Воэна.
Эта фигура должна быть сыграна с отчетливым чувством шафла, что значит - что вторая восьмая нот каждой доли долна играться как будто это была третья нота в восьмой триоле.
Используйте удары вниз на сильную долю и верх на кадлую слабую восьмую. Для правильной игра триольной фигуры используйте последователность "вниз-вверх-вниз".
Фигура 1b иллюстрирует такты 5-8 этой поледовательности - когда такая же аппликатруная фигура играется для аккрода IV ступени - A. На доле 4 (так 4 этого примера), я играю небольшую фигуру для прехожа к следующему аккорду, B7.
Фигура 1 cпоказывает такты 9-12, которые являются последними четырьмя тактами блюзовой последовательности.
В первом такте этого примера, играется обычный аккорд B7, но на второй доле, я преключаюсь с баса B, в этом аккорде, на бас F#.
На доле 3, я переключаюсь обратно на ноту B. В следующем такте, я играю фразу из нот основанных на E минорной пентатонике через весть такт.
Затем следует фигура "завершения" (turnaround), основанная на октавах. В последнем такте этого примера я играю проходящую фигуру на долю 2, что бы сыграть аккорд B7 на долю 3. На долю 4, я бросаюсь в проходящий аккорд Eb7, для подготовки к возврату к E7 на сильную долю первого такта следующего хоруса.
Для выразительности, я люблю скольжение к этим обоим этим аккордам. Стиви использует похожую ритмическую фигуру для "Cold Shot".
Для моей песни "Born with a Broken Heart" (альбом "Ledbetter Heights") я использовал ритмическую канву в А, смешанную из "Pride and Joy" и "Cold Shot".
Ритмические фигуры, показанные здесь, не означают того, что надо играть все ритм-партии такого типа таким образом.
На самом деле есть миллионы комбинаций сыграть эти ритмические партии, так что бы они звучали в стиле Стиви.
Если вы хотите изучить этот стиль игры ритма - слушайте Lightnin' Hopkins, Howlin' Wolf, Muddy Waters, Jimmy Reed, Fabulous Thunderbirds, Jimmie Vaughan, всего несколько имен, но они являюсятся истинными мастерами блюзового шафла.
Как я уже упоминал выше, Стиви является главным моим вдохновителем. Я видел его выступления много раз, и он каждый раз играл с большим чувством - как будто музыка шла прямо из его сердца. Это самое я и пытаюсь сделать каждый раз выходя на сцену.
Я многому научился игре блюзовых соло в процессе прослушивания записей Стиви и съемов его пассажей, которых я снимал настолько много, настолько у меня хватило сил.
Одна только негативная сторона этого метода обучения состоит в том, что я до сих пор не совсем знаю правильные гаммы.
Единственное что я твердо знаю - это гамма минорной пентатоники.
В тональности E - это E, G, A, B, D.
В тональности A - это A, C, D, E, G.
Верите или нет, большинство блюзовых гитарных соло крутится вокруг одной этой гаммы.
Вы можете это играть в разных позиция и тональностях, но это по прежденму останется той же пяти-нотной гаммой.
Меня всегда поражало как SRV играет медленные блюзы, и я выучил много ходов из двух его лучших блюзовых номеров "Texas Flood" (альбом "Texas Flood") и "Tin Pan Alley" (альбом "Couldn't Stand The Weather").
В этих его песнях, большинство соло основанны, на минорной пентатонике, "Texas Flood" в тональности G (пентатоника G: G, Bb, C, D, F), и "Tin Pan Alley" в C миноре (C минорная пентатоника C: C, Eb, F, G, Bb).
Фигура 1 показывает ходы в стиле SRV "Tin Pan Alley".
Мне очень нравится звучание минорных блюзов, и я планирую записать несколько в своем следующеи альбоме.
Стиви любил добавлять в блюзовую гамму несколько ходов на первой струне.
Фигура 2 показывает этот ход в медленном минорном блюзе в C.
Добавленные ноты это D и Db, которые не входят в состав минорной пентатоники в С.
Я предпочитаю зажимать D безымянным, и Db средним пальцем.
Я также использую безымянный палец для Bb на струне B на 11-ом ладу, некоторые же предпочитают использовать мизинец для Bb.
Я редко использую мизинец для соло.
Привожу пример еще одного похожего на SRV хода, который прекрасно работает в шафле среднего темпа.
Он использует этот ход в этом контексте, но самый лучший пример это вступленение и соло к "Honey Bee" также из альбома "Couldn't Stand The Weather".
Я не знаю что это за гамма, все что я знаю так то что звучит это клево!
Фигура 3a показывает ход сверху аккорда A, или на протяжении тактов 5 и 6 типичного 12-ти тактового блюза в E.
Фигура 3b показывает ход поверх аккорда B, в А и затем аккорд E.
Этот ход будет в тактах 9 и 10 типичного 12-ти тактового блюза в E.
С тех пор как я узнал этот лик от Стиви, я начал добавлять к нему небольшие вариации.
Я не могу сыграть его одинаково дважды, но начальная идея выросла их этого хода.
Я использовал это ход как основу для соло на заглавной песне в моем альбоме "Ledbetter Heights".
Я изучил так много различного материала не только из соло стиля Стиви, но и из его игры аккордов, ритма.
Когдя я впервые услышал "Texas Flood", я выучил каждую ноту какую только мог снять с этой записи.
Играл вместе записью кажую песню, и выучил их все от начала до конца.
После того как я подчерпнул эти знания от Стиви, я двинулся назад во времени и прослушал всех великих гитаристов, тех кто придумал эти ходы, такие как Albert King, B.B. King, Freddie King, Lightnin' Hopkins, T-Bone Walker, Johnny Winter, Albert Collins и конечно, Jimmie Vaughan.
Много блюзовых гитаристов оказало на меня влияние, и дало неисчерпаемый источник вдохновения.
Я большой фанат каждого стиля блюза - а в каждом стиле блюза очень много потрясающих гитарисов.
Чем больше ходов вы освоите, тем больше вы узнаете блюзовой гитаре.
Чем больше вы знаете, тем ближе вы приближаетесь к созданию собственного стиля игры.
Информация публикуется с разрешения журнала "Guitar World"
Автор: Kenny Wayne Shepherd, Перевод: Дмитрий Фролов
|