B.B.King
Если вы видели меня на концерте, то наверняка заметили что мои песни звучат длиннее чем на записях. Я стараюсь не злоупотреблять этим, если только песня этого не требует. Вот почему у меня много живых альбомов: они дают фанатам шанс услышать блюз в его задуманном виде, спонтанным и без надуманной атмосферы которая создается при записив в студиях.
Одна из моих любимых фишек, когда я играю в живую, начать песню, с соло, без определенного темпа, на протяжении полного 12 тактового квадрата, прежде чем я начну петь.
Это дает понять слушателям что B.B. на сцене, и что более важно - дает сигнал оркестру что я серьезно подготовлен к игре и что оркестр должен быть наготове.
Конечно соло должно быть осмысленным. Вы должны думать о том, что каждый квалрат дя соло это как будто рассказ. С началом, серединой и концом.
Вы должны придумать основу, пик и развязку. Он должен быть рассказан авторитетно, с волнением и страстью.
Так же как рассказ состоит из предложения и параграфов, соло состоит из ходов и фраз. И как рассказ у которого нет связи между предложеиями и параграфами будет бессмысленным, так и соло не будет работать пока ходы и фразу не будут соеденены логически, и в нужном направлении. У вас могут быть лучшие в мире ходы, но если с помощью их вы не сможете ничего сказать, то соло будет звучать бессвязно и безцельно. Поверьте мне, люди не захотят этого слушать!
Давайте я покажу вам музыкальный пример из жизни. "Paying the Cost to Be the Boss", популярный номер в моих шоу, который начинается с инструментального квадрата. Как пойдет вступление, хорошо или плохо, полностью зависит от того как я преподнесу свое открывающее соло. Если я скажу то что я хочу сказать, доверительно, слушатели пойдут за мной, потому что они захотят услышать что все таки случится потом. Если нет, то это может показать им скучным и они подумают что лучше чего нибудь выпить в фойе.
Фигура 1 похожа на то что я могу сыграть перед "Paying the Cost to Be the Boss". Отметьте что в том соло не много нот, они все на своем месте. Разбросанные 16-тые ноты повторяют одинаковую четырех нотную фразу в B7 в такте 1, и в такте 8 для подготовки аккорда F#9 в такте 9. Цели тут две: играя одинаковые ноты поверх разных аккордов, показывает простую фразц в новом свете, делая ее более интересной. Повторение фразы также поддерживает непрерывность мелодии, и дает слушателям точку опоры.
Для новых идей для обыгрывания квадратов перед вступлением к блюзу, послушайте мои вещи типа "Every Day I Have the Blues" и "You Upset Me Baby". Помните что вы должны донести идею убедительно!
Хочу рассказать о моей любимой гамме, которую я почти всегда использую в своих импровизациях. Любимая гамма всех блюзовых гитаристов - это минорная пентатоника. Эта прекрасная гамма является краеугольным камнем любого блюзового соло. Но когда я оттачивал свой стиль игры, я слышал ноты, которые не попадали в эту гамму. Мне надо было что-то добавить.
Так я пришел к гамме приведенной в ФИГУРЕ 1. В ней содержаться элементы обоих гамм, минорной и мажорной, я не знаю как точно она называется. Но я знаю одну вещь: я могу ею обыграть любую свою идею. Как видно, в ее основе лежит минорная пентатоника с добавленной секундой (9), а шестая ступень заменена на пониженную септиму.
Эта гамма звучит действительно хорошо. Но оценить полностью можно ее только при бендах. К примеру, мне нравится подтягивать вторую ступень к третей, как на ФИГУРЕ 2; четвертую к пятой (я делаю это указательным пальцем), как на ФИГУРЕ 3 и пятую к шестой как на ФИГУРЕ 4.
Один из мои любимых ходов - это бенд пятой к пониженной седьмой - я называю ее "будильник для группы." Когда я чувствую что ритм не очень точно сидит и группе нужен дополнительный толчок, я играю что-нибудь как на ФИГУРЕ 5.
Это привлекает их внимания и возвращает в правильное русло. Довольно непросто поначалу исполнить этот бенд - помогите безымянному пальцу указательным и средним пальцами. Так же можно проверить точность ноты, сыграв ее на другой струне.
ФИГУРА 6 - это еще однa моя излюбленная идея в использовании того же бенда.
Еще одна стилистическая особенность блюза - это неопределенная терция. Вот почему пониженная терция играется в сочетании с натуральной терцией, так получается характерно блюзовое и эмоциональное звучание.
Использовать эту гамму очень просто - нужно исполнить эти два звука.
Сравните ФИГУРУ 7, и идею с понижением терции (похожее я играл вместе с U-2 в "When Love Comes to Town"), в ФИГУРЕ 8.
Это же идея, но вместо натуральной терции подставлена пониженная.
В то время как ФИГУРА 7 говорит, "Я здесь, послушай меня", ФИГУРА 8 просто утверждает, "Я здесь."
Многие гитаристы говорили мне - если добавить все ноты в эту гамму то получится Миксолидийский лад c пониженной терцией (G,A,Bb,B,C,D,E,F). В наши дни это может быть и так, но я знаю, точно что она и без того звучит правильно для моих старых ушей.
Информация публикуется с разрешения журнала "Guitar World"
Автор: B.B.King, Перевод: Дмитрий Фролов
|