Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   Bonus
 
Tony Iommi

Пишу эти строки как раз перед выходом на сцену на "Giants Stadium", в New Jersey, тринадцатого числа тура "Ozzfest".

Должен сказать, что я был потрясен удивительной реакцией зала на выступлении Black Sabbath в этом шоу.

Большое удовольствие играть с Ozzy и Geezer снова вместе после стольких лет, и то что это было воспринято слушателями с таким энтузиазмом, делает каждое наше выступление запоминающимся.

Если вы присутствовали там - то огромное спасибо за поддерждку!

Рассмотрим больше рифов, которые были неправильно записаны во многих музыкальных изданиях.

Посмотрите на Фигуру 1 - что вы услышите, когда сыграете ее?

Ага это основной риф к "Iron Man"... или что это?

Правильный ответ на этот вопрос - "да и нет!"

Вы возможно подумаете, "Подожди секунду, это точно звучит как 'Iron Man' когда я играю это.

Объясню.

Как вы слышите на когда играете Фигуру 1, ноты, размер и все слайды между аккордами 100% правильные.

Но для меня, и моих ушей, струны которые вы используете B, D, E, G и роковый аккорд F# совсем не подходят.

Как все транскрипции "Iron Man", которые я видел, (это было ужасно, на протяжении многих лет!), Фигура 1 показывает что все аккорды играются на A и D струнах.

Беда в том что это совсем не там где их положено играть.

Я их всегда играю на нижней E и A струнах, как показано на Фигуре 2.

Вы можете подумать что это фигня и "ловля блох там где их нет", но когда вы сравните две версии рифа вы точно услышите, то о чем я вам говорил.

Когда рифф играется на нижних E и А струнах, вместо А и D, он звучит гораздо темнее и мрачнее.

Также на нижних струнах больше тяжелого штриха.

Еще один рифф который пострадал из за неточностей транскрайберов - основной рифф из "N.I.B." на альбоме "Black Sabbath".

В журналах всегда это было представлено как на Фигуре 3, но я играю так как это показано на Фигуре 4.

Еще раз, когда вы сравните обе версии, вы услышите разницу - она почти неуловима, но по моему маленькие нюансы этого типа и придают различия.

Люди меня часто спрашивают - расскажи, о чем этот "N.I.B."?

Наиболее разумным кажется - "Nativity In Black" (Рожденный Черным), особенно после названия альбома-трибьюта, который вышел несколько лет назад.

В история стоящей за "N.I.B.", есть шутка.

На самом деле, название было дано после истории с Биллом Вардом (Bill Ward).

У Билла была борода, которая заканчивалась в точке, острием.

И после принятия пива однажды, Оззи сказал ему что он похож на перо чернильной ручки (nib).

Так после этого мы стали называеть его Билл Ниб.

Потом возник вопрос названия песни. И что бы сделать название более зашифрованным, для некоторой мистики, мы поставили точки после каждой буквы.

И в результате люди начали приходить к расшифровке этого названия как "Nativity In Black" (Рожденный Черным), и я должен согласится что "Nativity In Black" ("Рожденный Черным") звучит гораздо лучше чем наще оригинальное название - nib (чернильное перо).

Или вот еще один стереотип. Никогда не думайте что я тотально против игры роковых аккордов на D и А струнах; совсем нет!

Просто получается что все те рифи которые мы разбирали звучат лучше для меня на нижних струнах E и A. Это не догма.

Возмем например рифф к "Heaven & Hell" - Фигура 3.

Он играется большей частью, роковыми аккордами на A и D струнах, как и в некоторых других наших песнях.

Когда придумываете риф, пусть ваши уши решают на каком участке грифа это звучит лучше.

Разберем вступление к "Into the Void" (альбом Black Sabbaht «Master of Reality» ).

Риф в Е minor играется у самого порожка (в позиции 1) и, как видно из Фигуры 1, он приятно прямолинеен. Но, как в большинстве моих рифов, в них есть несколько маленьких нюансов которые добавляют необходимый характер: длинный слайд вниз по грифу в начале; глушение струн в определенных частях; пальцевое вибрато на дьявольски звучащей ноте Bb в конце первого такта и быстрые пассажи с легато и обратным легато в такте 2. Если убрать эти маленькие нюансы, риф точно что-то потеряет. Темп и размерность в части с легато около окончания очень важен, если вы сыграете его не так как надо то риф не будет звучать правильно.


Еще одна полезная вещь - добавлять легкие изменения в повторяющийся риф, которые сделают его более интересным для слушателя. Я сейчас объясню что я имею ввиду на примере: после вступления, "Into the Void" ускоряется и я начинаю играть риф показанный на Фигуре 2.

Когда начинается пение , я изменяю игру в самом конце первого такта вместо вибрации на струне D, я подтягиваю ноту до E и затем возвращаю ее обратно (Фигура 3). Как я и говорил, это была легкая альтерация но добавляющая цвета и делая риф более интересным без разрушения основного потока рифа. Большое маленькими средствами.

Еще один пример как добавить интересности к повторяющемуся рифу не меняя его это в "Iron Man" (альбом Black Sabbath «Paranoid»). Когда Ozzy начинает петь, я продолжаю играть основной риф, но вместо использования роковых аккордов с квинтой, я просто играю одиночные ноты. Это дают динамический контраст (контраст громкости) к рифу не изменяя его характера. И также дает больше пространства для вокальной линии потому одиночные ноты звучат не так объемно как аккорды.

Я также делаю подобное в основном рифе песни "Black Sabbath" (альбом Black Sabbat «Black Sabbath»). Когда начинается песня я играю Фигуру 4, и сразу пред вступлением Ozzy, я убираю громкость на гитаре, извлекаю струны не так жестко и играю немного измененный риф как показано на Фигуре 5. Когда я начинаю играть риф тише, я не играю трель в такте 2 и играю одиночную ноту G на нижней струне E вместо аккорда с квинтой G5 в тактах 1 и 3. Несмотря на то что риф звучит почти также, он достаточно отличает что бы добавить текстурный контраст к песне и освободить место для вокала.

Если вы тщательно прослушает оба куплета "Black Sabbath" вы услышите что я делаю гитару снова громче и играю Фигуру 4, опять когда заканчивается первый куплет , затем тише и играется Фигура 5 для подготовки второго куплета и возврат к Фигуре 4 когда вокальная партия заканчивается.

Попробуйте использовать идеи которые мы только что обсудили, на собственных рифах и песнях. Это на самом деле просто, но они помогут добавить интересность вашей песне и возможно позволят вам украсить ваши рифы чтобы не заставить скучать ваших слушателей! Увидимся.

Информация публикуется с разрешения журнала "Guitar World"
Автор: Tony Iommi, Перевод: Дмитрий Фролов