Johnny Winter
"Среди ныне живущих нет никого, кто знал бы больше блюзовых фишек, чем Джонни Уинтер," говорит не меньше как личный барабанщик Уинтера конца 60-ых Uncle John "Red" Turner. Red знает не понаслышке всю глубину погружения Уинтера в блюз. "У Джонни были тысячи блюзовых записей - больше, чем я, когда - либо видел. И он изучил каждую из них".
Tommy Shannon, другая половина ритм секции Уинтера, вторит: "У Джонни была огромная куча блюзовых пластинок; все, начиная от самых примитивных, деревенских форм блюза и заканчивая такими мастерами как Bobby 'Blue' Bland, B.B. King and Guitar Slim. Джонни мог сидеть и играть нота в ноту любую вещь из этих записей. Он выучил все записи из своей коллекции".
Стиль игры Джонни Уинтера - это смесь стилей величайших блюзовых гитаристов, переплетенный с его уникальным, искрометным подходом и звуком. Элементы игры трех королей (Kings) - B.B., Albert and Freddie-смешаны с несомненным влиянием Otis Rush, Jimmy Rogers, Hubert Sumlin, Robert Johnson, Son House, Lightning Hopkins, John Lee Hooker and T-Bone Walker.
Уинтер удачно применяет стилистические элементы исполнения этих блюзовых гигантов, создавая свой неповторимый блюз-роковый стиль. Его соло отличаются скоростью, кристально чистой читаемостью звука и постоянными всплесками идей, его мелодические находки демонстрируют, тот неуловимый ритмический рисунок, называемый в блюзе драйвом.
Мелодические линии легко переходят из одной в другую, создавая впечатление от постоянного и неустанного движения вперед. Излюбленная гамма Уинтера - минорная пентатоника: 1, b3 (пониженная третья ступень), 4, 5, b7 (пониженная седьмая ступень). В ля-мажоре, это A, C, D, E, G. Уинтер часто расширяет эту гамму, добавляя b5 (пониженная пятая ступень), до гаммы, известной как блюзовая гамма: 1, b3, 4, b5, 5, b7. В ля-мажоре это: A, C, D, Eb, E, G.
Хотя это и минорные гаммы, обе часто используются внутри доминирующей тональности, где аккорды построены от тоники, мажорных третьей, пятой and седьмой ступеней. Наиболее часто используемая аккордовая прогрессия I-IV-V, в Ля-мажоре это аккорды A7, D7 and E7.
Фигуры 1-5 демонстрируют фишки, характерные для стиля Джонни Уинтера, и основаны на Ля-минорной пентатонике с несомненными признаками ля-мажорной блюзовой гаммы. В тактах 1и 2 в фигуре 1, C (пониженная третья), слегка подтягивается на четверть тона, намекая на C#, мажорную третью ступень.
Эта четвертьтоновая подтяжка усиливает связь между импровизационными линиями Уинтера, основанными на минорной пентатонике, и линией аккомпанемента. Также обратите внимание, как линии 16-ых нот в такте 1 как их поливы преходят в такт 2.
В Фигуре 2, фраза начинается со ливня 16-х в первом такте, и продолжается во втором последовательностью бендов на двух струнах. На 1, 2 и 3 долях этого такта G на второй струне продолжает звучать, пока третья подтягивается от D к E и отпускается снова к D. Эта техника, столь любимая Уинтером, обязана своим происхождением музыке кантри.
Уникальное звучание фишки из фигуры 3 целиком обязано позиции в которой она исполняется: в 14-ой позиции минорная третья - C (3-я струна/17 лад), подтягивается к C#, затем следует тоника А (1-я струна/17-й лад).
Затем мелодия возвращается, используя ля минорную пентатонику, назад к начальной ноте С, которая теперь подтягивается аж на целых два тона к E, и затем возвращается к С. Этот двутоновый бенд указывает на несомненное влияние Albert King'а. Эта же мелодическая фраза повторяется во втором такте, но имеет другое окончание.
"Фигура 4 предлагает отличный пример того мощного ритмичного драйва, которым и славится манера Джонни Уинтера. Сыгранная исключительно 16-ми триолями, эта фишка, использующая блюзовый ля-мажор, расширенный применением си - девятой ступени от ля (или мажорной секундой, если вам так больше нравится). Использование этого интервала в блюзовой гамме восходит к T-Bone Walker'у.
Другим гитаристом, испытавшим влияние этого звучания был Jimi Hendrix, который усиленно использовал его в своем соло в "All Along the Watchtower". Обратите внимание на виртуозные hammer-on и pull-off в этом фрагменте, бросающем вызов вашей легатной технике.
Фигура 5 сочетает в себе рассмотренные выше технические приемы: на 4-ой доле 1-го такта, тянем С на полтона, к C# затем следует быстрая, нисходящая триоль 16-ми. На первой доле второго такта, тянем G на полтона к G#; G# служит для мелодичного перехода к A, аналогичный риффу из Упр.1 (такт 1, вторая доля). Как и в фигурах 1 и 4, это Фигура заканчивается частоколом из триолей 16-ми.
Другой аспект техники Уинтера - тремолирование аккордов из трех нот (триад), обычно берущихся на первых трех струнах. Эта техника показана в фигуре 6,где voice leading используется для связи начальной триады A (такт 1, доля 1) с последующими триадами A7 (такт 1, доля 4; такт 2, доля 1; такт 2, доля 4).
Фигура 7 демонстрирует объединение шестой и девятой ступени блюзовой гаммы соль-мажор (G, Bb, C, Db, D, F) и включает шестую ступень - E и девятую - A. Подобные мелодические ходы широко использовались одним из любимых гитаристов Уинтера, Chuck'ом Berry, но Уинтер поднимает ставки, исполняя их на небывалой скорости.
Фигура 8 дополняет рассмотренную выше технику: "основная" мелодическая фигура, представленная в такте 1, затем развивается в первом и втором окончаниях. Еще один пример естественного чувства направления развития основной темы Уинтера, вы можете найти в фигуре 3.
Фигура 9 это готовый гитарный рифф, использованный множеством рок-музыкантов, не исключая и Уинтера (Jimi Hendrix и Jimmy Page - два примера, говорящих сами за себя). Однако когда Джонни играет этот рифф, то его звучание, благодаря его (Джонни) точному звукоизвлечению и виртуозному использованию pull-off,невозможно ни с кем перепутать.
В основном известный, как гитарист, играющий медиатором, Уинтер также отлично играет и пальцами, особенно, когда играет в стиле кантри-блюз. Фигура 10 - это фрагмент партии ритм-гитары в стиле "slow blues". Отложите в сторону медиатор и сыграйте этот фрагмент пальцами. Обратите внимание, как аккорды из двух и тех нот красиво переплетаются с с мелодическими фигурами, состоящими из одиночных нот.
Никакой анализ особенностей стиля Джонни Уинтера не может быть назван полным без разбора его зажигательной игры слайдом. В его манере исполнения ощущается влияние таких мастеров как Robert Johnson, Elmore James, Muddy Waters and Earl Hooker.
Наиболее яркая гитарная работа Джонни с использованием слайда это его кавер-версия песни Bob Dylan'а "Highway 61 Revisited," с альбома Second Winter. Обычно Джонни использует "открытый" строй (строй гитары, при котором одновременное звучание всех открытых струн дает какой либо основной аккорд) для игры слайдом, и "Highway 61 Revisited" не исключение.
В этой песне гитара настроена в ре (от 6-ой к 1-ой: D A D F# A D), что, по сути, является строем ми (от 6-ой к 1-ой: E B E G# B E), транспонированным на один тон вниз. Все примеры игры слайдом, приведенные здесь (фигуры 11-15), используют этот строй (для простоты, записанный в тональности ми-мажор), и основаны на ми-минорной пентатонике [E G A B D].
Фигура 11 исполняется в умеренно быстром темпе в размере 12/8, мелодическая линия движется вперед благодаря использованию триолей 8-ми. Обратите внимание, что слайд зажимает барре между второй и третьей струной на 15-ом ладу.
Уинтер использует металлический слайд, надетый на мизинец, а остальными пальцами левой руки слегка приглушает струны позади слайда, чтобы избежать ненужных призвуков. Для правильного интонирования, поместите слайд прямо над нужным ладовым порожком и следите, чтобы слайд постоянно оставался параллельным порожку. Вибрато выполняется быстрым перемещением слайда влево и вправо от ладового порожка (приблизительно на 0,6-1,2 см в обоих направлениях).
Фигура 12 еще один пример игры слайдом, но уже в первой позиции. Соло начинается с чередующихся триолей с использованием открытых струн. Если бы кто-нибудь отважится в полной мере исследовать технику и гармонические особенности игры слайдом Джонни, то он обнаружит, что большая часть его мелодических фраз в действительности лишь повторение "темы" в противоположность бурным импровизациям.
Фигура 13 - Это простенькая одно-тактовая фраза, которая повторяется несколько раз. Это еще один пример "тематического подхода".
В фигуре 14, звучание открытой струны ми чередуется с нотами, расположенными выше по грифу на той же струне. Такой мелодический ход звучит очень эффектно и широко используется Уинтером во многих его соло с использованием слайда.
Фигура 15 представляет еще один пример "тематического" подхода к игре слайдом, ритмически плотной фигуре в первом такте "вторит" пассаж в такте 2. Затем Уинтер повторяет фразу из такта 1 в такте 3, и заканчивает категоричным вибрато.
Информация публикуется с разрешения журнала "Guitar World"
Перевод: Александр Юрченко
|